|
|||||||
Брейгель. Поздние работы
Среди поздних работ Брейгеля - "Страна лентяев" и незавершенный морской пейзаж "Буря". Последней работой мастера стала "Сорока на виселице" (1568). Другое название полотна - "Пляска под виселицей". Брейгель завещал картину своей жене, сказав, что сороки - это сплетники, которых он желал бы увидеть повешенными. Но, вероятно, картина имеет более глубокий смысл. В ту эпоху виселица воспринималась как символ испанского владычества. Приспешники герцога Альбы приговаривали к смерти на виселице проповедников, несших в массы новую, протестантскую веру. Выражение "плясать под виселицей" в подвластных Испании Нидерландах означало "не бояться опасности". В этой последней картине художника сплелись воедино горечь разочарования и стремление к той гармонии, которая пронизывает его "Охотников на снегу". Необъятность мира подчеркивает выбранная мастером точка зрения сверху. Перед глазами зрителя расстилается грандиозный и величественный пейзаж. Внизу танцуют и играют на музыкальных инструментах беспечные Крестьяне, словно не замечающие нависшую над ними опасность - огромную виселицу. Незадолго до смерти художник получил от городского совета Брюсселя заказ на создание ряда картин, посвященных прорытию Брюссельско-Антверпенского канала. Выполнить этот заказ Брейгель не успел. Умер живописец 5 сентября 1569 года, оставив жену и маленьких детей: двух сыновей и дочь. Старшему, Питеру, в это время было всего пять лет. Спустя девять лет умерла и вдова художника, Майкен. Искусство Брейгеля соединило в себе все достижения нидерландской живописи XV-XVI веков. Продолжив традиции Иеронима Босха и Луки Лейденского, он внес много нового в развитие бытового жанра, передал в своих картинах единение человека и природы. В творчестве Брейгеля по-новому зазвучала тема народа. Художник показал характерные черты крестьянства, его типы, запечатлел жизненный уклад и неистощимую энергию народных масс. Оба сына Брейгеля по примеру своего отца стали художниками. Один из них известен как Питер Брейгель Младший по прозвищу Адский, другого, Яна Брейгеля, современники называли Бархатным. Талантливые живописцы, они тем не менее не смогли подняться до творческих вершин своего великого отца. C. Aндpoнoвa |