|
|||
Брейгель. Поклонение волхвов
Усиление испанских репрессий заставило Брейгеля в 1563 году оставить Антверпен и перебраться в Брюссель. В это время из Брюсселя уехал кардинал Антуан Перрено де Гранвелла, чья жестокость не знала границ (самым удивительным впоследствии оказалось то, что кровавый испанский наместник был поклонником Брейгеля и прятал в своем доме картины нидерландского мастера). Люди надеялись на перемены, но их не произошло. Тем не менее жизнь в этом красивом и нарядном городе была яркой и динамичной. А у самого художника случилось важное событие: не так давно он женился, и в семье рос первый сын Питер. Женой Брейгеля стала дочь его учителя, Питера Кука ван Альста, Мария, или Майкен, как называли ее близкие. Впервые Брейгель увидел Майкен в доме своего наставника маленькой девочкой. Ко времени женитьбы Брейгеля Питера Кука уже не было в живых, и в доме и мастерской всем заправляла его вдова, известная в то время миниатюристка Мария Вер-хюльст Бессемер. Именно она впоследствии обучала сыновей Брейгеля, своих внуков, искусству живописи. Юная Майкен послужила Брейгелю моделью при создании образа Мадонны в картине "Поклонение волхвов" (1564). Брейгель поместил Марию с младенцем у входа в старый хлев. Вокруг матери и ребенка толпятся крестьяне и солдаты. На их лицах - изумление. Люди недоумевают: почему волхвы в странных одеяниях преклоняют колени перед этой обычной, просто одетой женщиной и ее сыном, почему подносят ей свои дары? Образ Богородицы и младенца передан с большой симпатией и восхищением. Чувствуется, что художник любуется красотой молодой женщины и вместе с ней радуется ее материнскому счастью. Изображая окружающих ее людей, художник не отступает от своей прежней манеры: в их лицах, позах и жестах ощущается авторская насмешка. С легкой иронией написаны коленопреклоненные волхвы, о которых искусствовед М. Дворжак писал: "Волхвы выражают свое поклонение тяжеловесно и неуклюже, как служки в деревенской церкви, над этим можно было бы посмеяться, если бы в этой грубоватой простоте не заключалась бы подлинная убедительность". И хотя в "Поклонении волхвов" нет того всепоглощающего религиозного чувства, которое пронизывает работы других художников на эту тему, картина поражает своей искренностью. C. Aндpoнoвa |