Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Брейгель. Поклонение волхвов

Питер Брейгель. Поклонение волхвов
Питер Брейгель. "Поклонение волхвов". 1564.
Национальная галерея, Лондон
 

Усиление испанских репрессий заставило Брейгеля в 1563 году оставить Антверпен и перебраться в Брюссель. В это время из Брюсселя уехал кардинал Антуан Перрено де Гранвелла, чья жестокость не знала границ (самым удивительным впоследствии оказалось то, что кровавый испанский наместник был поклонником Брейгеля и прятал в своем доме картины нидерландского мастера).

Люди надеялись на перемены, но их не произошло. Тем не менее жизнь в этом красивом и нарядном городе была яркой и динамичной. А у самого художника случилось важное событие: не так давно он женился, и в семье рос первый сын Питер. Женой Брейгеля стала дочь его учителя, Питера Кука ван Альста, Мария, или Майкен, как называли ее близкие. Впервые Брейгель увидел Майкен в доме своего наставника маленькой девочкой. Ко времени женитьбы Брейгеля Питера Кука уже не было в живых, и в доме и мастерской всем заправляла его вдова, известная в то время миниатюристка Мария Вер-хюльст Бессемер. Именно она впоследствии обучала сыновей Брейгеля, своих внуков, искусству живописи.

Юная Майкен послужила Брейгелю моделью при создании образа Мадонны в картине "Поклонение волхвов" (1564). Брейгель поместил Марию с младенцем у входа в старый хлев. Вокруг матери и ребенка толпятся крестьяне и солдаты. На их лицах - изумление. Люди недоумевают: почему волхвы в странных одеяниях преклоняют колени перед этой обычной, просто одетой женщиной и ее сыном, почему подносят ей свои дары? Образ Богородицы и младенца передан с большой симпатией и восхищением. Чувствуется, что художник любуется красотой молодой женщины и вместе с ней радуется ее материнскому счастью. Изображая окружающих ее людей, художник не отступает от своей прежней манеры: в их лицах, позах и жестах ощущается авторская насмешка. С легкой иронией написаны коленопреклоненные волхвы, о которых искусствовед М. Дворжак писал: "Волхвы выражают свое поклонение тяжеловесно и неуклюже, как служки в деревенской церкви, над этим можно было бы посмеяться, если бы в этой грубоватой простоте не заключалась бы подлинная убедительность". И хотя в "Поклонении волхвов" нет того всепоглощающего религиозного чувства, которое пронизывает работы других художников на эту тему, картина поражает своей искренностью.

C. Aндpoнoвa

Библиотека » Питер Брейгель




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?