Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Брейгель. Игры детей

Питер Брейгель. Похититель гнезд
Питер Брейгель. "Похититель гнезд".
1568. Художественно-исторический музей, Вена
 

Обратимся к другому известному произведению, написанному Брейгелем в этом же, 1559, году. Полотно "Игры детей" изображает бесконечную улицу. По сторонам ее стоят дома, выстроенные из камня. Некоторые из них так же, как и во "Фламандских пословицах", поражают своим необычным видом. Таков двухэтажный дом, возведенный в стиле итальянского палаццо. Портит его нелепая пристройка в виде дощатого навеса с крыльцом. Рядом голубеет река, по берегам которой расстилаются зеленые луга и поля.

Вся улица и берег реки заполнены увлеченными игрой детьми. Какие только забавы не показал художник! Дети скачут на палочке или верхом на своих товарищах, играют в салки, развлекаются обручами и волчками, пускают мыльные пузыри, сражаются на палках, ходят на ходулях, играют в дочки-матери и магазин. Исследователи, изучавшие картину, определили, что Брейгель показал практически все игры, известные европейским детям той эпохи. Многие из них, вероятно, были знакомы ему с детства. Естественно, при создании картины мастер не мог полностью положиться на свою память. Искусствоведы высказывают предположение, что перед началом работы над картиной Брейгель составил полный список всевозможных детских игр. И конечно же, он внимательно наблюдал за ребятней, примечая все их движения и предметы, необходимые в процессе игры.

Так же как и во "Фламандских пословицах", живописец не ограничивается образным перечислением всех существующих на свете детских игр. Его волнует другая мысль. Это доказывается тем, что на картине изображены не только обычные игры, но и такие забавы, в которых дети подражают взрослым (игра в свадьбу, магазин и т. п.). Возможно, мастер пытается доказать зрителю, что занятия взрослых так же бессмысленны, как и детские игры.

В то же время в "Играх детей" нет той едкой иронии, которая присутствует в "Фламандских пословицах". Художник с симпатией изображает детей, предающихся играм со взрослой серьезностью. Удивительно, но на лицах играющих нет улыбок. Подобно взрослым в "Битве Масленицы и Поста", они веселятся слишком сосредоточенно и невесело. Вероятно, привыкнув видеть вокруг себя страдания людей, виселицы, костры, в которых горели инакомыслящие, Брейгель не мог писать настоящее, искреннее веселье. В своих произведениях он отражал мир именно таким, каким он был в ту эпоху.

Люди на картинах не только угрюмы и мрачны, они чаще всего некрасивы и даже жалки. Еще современник и друг художника, вышеупомянутый нидерландский географ Абрахам Ортелиус, отмечал, что Брейгель никогда не приукрашивал людей и окружающую их действительность. Он не делал своих героев лучше, уподобляясь мастерам Высокого Возрождения, которые наделяли персонажей благородной внешностью. Человек у Брейгеля - дитя природы. У нее он и черпает силы и энергию.

C. Aндpoнoвa

Библиотека » Питер Брейгель




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?