Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Рудольф Еременко. "Человек из эпохи возрождения"

Илья Клейнер - явление уникальное, явление штучной работы. Природа одарила его множеством талантов. Он и мастер спорта по фехтованию и тяжелой атлетике, он прекрасно бегает на коньках и лыжах, играет в волейбол и на скрипке. В 60-ые годы он играл на контрабасе в студенческом квартете, который был разогнан блюстителями социалистической нравственности.

Для меня Илья Клейнер прежде всего философ и философ не в расхожем смысле слова, но в его глубинно-исконном понимании. К примеру, он впервые в мировой эстетической мысли создал фундаментальный труд, посвященный категории безобразного. Его перу принадлежат более двадцати работ, среди которых такие как: "Мир Павла Филонова",, "Трагический лик Пушкина", "Русская идея и мы", "Судьба таланта на Руси", "Тайна феномена Достоевского", "Эстетический идеал эпохи Возрождения". Порой мне кажется, что он посланец той далекой и прекрасной эпохи в наш мир. Я не шучу. Судите сами. Он еще и поэт, имеющий на своем боевом счету пять поэтических сборников. Но это еще не все. На его стихи написаны песни. Александр Малинин до сих пор называет его своим духовным отцом, композитор Нагаев на крайнем Севере ожидает его новые тексты.

Илья Клейнер - журналист, писатель, эссеист. Он опубликовал свыше двадцати рассказов, а его книга "Точка опоры", вышедшая в 2002 году в издательстве "Радуга", сегодня стала библиографической редкостью. Осенью этого года выходит в свет его роман "Преображение. Борщ тети Жени". В работе находится серия рассказов, посвященных жизни эмигрантов в Германии.

Илья Клейнер частый гость на радио и телевидении. О его творчестве выпущены видеокассеты и снят документальный фильм "На руках Вавилонских" Российским Еврейским Конгрессом. Он знает вкус типографской краски. О нем высоко отзывались такие известные литераторы, деятели искусства как Фазиль Искандер, Борис Васильев, пианист Николай Петров, литературовед Юрий Корякин, артист Валентин Никулин.

Юрий Левитанский скажет о своем друге: "Простой талант Илья Клейнера не так-то, конечно, прост. Прост, как природа или отдельная некая ее частица. Прост, как религия, вера и лик, осененный ею. Прост - как та самая ересь "неслыханной простоты", о которой мечтал один из лучших наших поэтов".

Вы думаете это все? Как бы не так. Илья Клейнер еще и художник, считающий своим крестным отцом в этом виде искусства великого Марка Шагала, который посетил мастерскую Ильи в 1973 году и подарил ему свою цветную литографию "Цирк". Шагал тогда сказал: "Вы, Илья, - художник. Пишите первую реальность". С тех пор основным занятием в жизни Илья стало изобразительное искусство. Его монументальные работы находятся на территории России: фрески и мозаики в санаториях "Рыбак Заполярья", пространственные композиции в детском парке города Дзержинска, монументальный памятник воинам-афганцам в городе Пушкино, памятник, посвященный 50-летию Великой Победы (1941 - 1945 г.г.) в поселке Софрино. Сегодня он создал живописный проект-эскиз синагоги в Потсдаме и работает над новым проектом стелы "Герб Берлина". Его мозаичные портреты героев войны 1812 года являются единственными на сегодняшний день в мире, а портрет Христофора Колумба, выполненный в технике "флорентийская мозаика" ожидает еще своего адресата. У Ильи Клейнера имеется своя авторская галерея в гор. Чите, в которой находятся более десяти мозаичных портретов декабристов. Он является участником таких монументальных работ, как мозаики на фронтоне метро "Улица 1905 года", Свиблово, Олимпийского центра на проспекте Мира, Центра международной торговли. Он возглавлял работы художников-исполнителей на стенах библиотеки второго медицинского института в Москве (это самая большая мозаика в мире, ее площадь составляет 2500 кв.метров). Он прошел великолепную школу у таких больших мастеров монументального искусства как Б.Милюков, Л.Полищук, С. Щербинина, Ю.Королев, Е.Аблин. Сегодня он один из немногих в мире художников, который создает портреты в технике римской и флорентийской мозаик.

Но и это не все. Илья Клейнер еще и художник - станковист. Он на "ты" с различными техниками, начиная от масла, темперы, гуаши и кончая акварелью и любимой его пастелью. Поражает его разнообразие жанров: это и портреты, и пейзажи, и натюрморты, орнаментально-декоративные композиции. Его живописные приемы безбрежны как сама действительность. Он себя свободно чувствует в реалистическом письме, равно как и в абстрактных символах. Но, и это очень важно, за всем богатством изобразительных методов и приемов, всегда видишь только самобытный и удивительно волнующий мир клейнеровской души, который ни с кем и ни с чем не спутаешь.

Его живописные работы находятся у Папы Римского и композитора Микаэла Таривердиева, писателей Фазиля Искандера и Бориса Васильева, у мэра Москвы Юрия Лужкова и у бывшего Президента Грузии Эдуарда Шеварнадзе, у профессора медицины Юрия Левина и поэта Юрия Левитанского, у знаменитого коллекционера русского авангарда Георгия Кастаки и у древней старухи Матвеевны на Волге, у Аллы Пугачевой и опального тележурналиста Владимира Мукусева, у легендарной Джуны (учителем живописи которой он был на протяжении трех лет), и у знаменитого Игоря Моисеева. Живописные полотна Ильи Клейнера знает практически весь мир. Его персоналии проходили в Нью-Йорке, Москве, Риме, Вене, Мюнхене, Иерусалиме, Каире и даже на далеких и крохотных островах Зеленого Мыса в Атлантике. Легче скорее назвать, где его работы не знают.

– Скажи, - я спрашиваю мастера, - а в Антарктиде не было твоей выставки?

– Зря усмехаешься, - насмешливо парирует он. - Незадолго до моего отъезда в Германию такой вопрос обсуждался.

Редакция газеты "Русский Берлин" открывает новую рубрику под названием "Разговор с умным человеком", которую будет вести Илья Клейнер. Естественно, что таким человеком для меня оказался сам Илья Клейнер. Вот почему редакция сочла нужным поручить мне взять у него интервью, которое вы сможете увидеть в следующем номере. Уверяю вас, что оно будет для многих весьма интересным, поучительным и даже неожиданным.

Потсдам. Рудольф Еременко (писатель)




Выставка работ
Книги