Художник Илья Клейнер

Лючио Фонтана

Лючио Фонтана (19.02.1899 - 07.09.1968) - итальянский художник и скульптор, который посредством своих работ пытался преодолеть границы между традиционными видами искусства. Фонтана проделывал в холстах дыры и прорезы, чтобы помочь зрителю представить пространство.

Фонтана родился в семье итальянского скульптора в Розарио-де-Санта-Фе (Аргентина). Когда ему исполнилось шесть лет, семья переехала в Милан. В 1914 Фонтана начал учиться на инженера-строителя, закончив обучение в 1918. В 1922 семья снова уехала в Аргентину, где Фонтана в течение двух лет работал в мастерской отца, а затем открыл свою собственную.

1931: Взаимоотношения с пространством. Выполнив свой первый заказ - изготовление бронзового памятника для жителей Розарио-де-Санта-Фе,- Фонтана снова вернулся в Милан. Там он посещал занятия в "Аккадемиа делла Брера" и обучался скульптуре у символиста Адольфо Вильдта. Скульптурные работы того времени демонстрируют пристрастие Фонтаны к четким контурам и "сглаженной" передаче пластики. В серии рельефов "Черные скульптуры" (1931) он расположил уступами один под другим различные терракотовые уровни. Объемы изображенных мужских фигур передаются за счет нацарапанных контуров и нанесенных затем цветов.

Отказ от иллюзионистского искусства и стремление к созданию пространственного эффекта привели к появлению в начале 30-х дощечек граффито (ит. sgraffito букв, выцарапанный). На этих гипсовых дощечках Фонтана рисовал беспредметные формы, которые казались парящими на фоне рассеянного света. С1934 он делал покрытые бронзой цементные, гипсовые и металлические пластины, которые, располагаясь определенным образом, создавали пространственный эффект. Одновременно с этим появились скульптуры из стальной проволоки, создававшие эффект движущихся в пространстве линий. В 1934 Фонтана стал одним из основателей миланской секции парижской группы "Abstraction-Creation", которая представляла беспредметное искусство.

1946: "Белый манифест". В1939 Фонтана в очередной раз приехал в Аргентину и остался на несколько лет в Буэнос-Айресе. К середине 40-х в аргентинской столице сформировалось множество групп художников, представлявших абстрактное искусство. В 1946 Фонтана стал инициатором появления так называемого "Белого манифеста" (Manifesto Blanco), пропагандирущего синтез живописи, скульптуры, поэзии и музыки. В манифесте были изложены взгляды итальянских футуристов, кроме того, подписавшиеся требовали отказа от традиционных художественных материалов.

1949: Дыры. После возвращения Фонтаны в Италию появились (начиная с 1947) манифесты так называемого "Спациализмо" (от Spazio - пространство): концепция "специалистов" состояла в том, что на смену всем статическим видам искусства должно прийти искусство динамическое. Художники должны были дать "индивидууму возможность проявить и развить силу своего воображения" и освободиться от "всякой художественной и пропагандистской риторики". Работа художника должна воздействовать исключительно на силу воображения зрителя.

С этими намерениями была связана разработанная Фонтаной новая концепция пространства: он проделывал дыры в своих картинах. Этим он создавал эффект многомерной пластичности, вытеснявшей собой двухмерность холста, и способствовал "втягиванию" картины в пространство: "дырявая" картина, особенно черно-белая, разворачивалась во всех направлениях, устраняя собственные границы. Зритель, по мнению Фонтаны, должен был видеть пространство как "безграничную непрерывность, свободную во всех проявлениях". Соответственно этому художник характеризовал свои работы как "Пространственную концепцию" (Concetto spaziale) - и шла ли речь о живописи или о скульптуре, было для него совершенно неважно. В начале 50-х появились первые "Pietre" ("Камни"), на которые Фонтана наклеил куски цветного стекла и проделал отверстия. Благодаря этим отверстиям переливающиеся поверхности скульптур казались отодвинутыми на задний план.

1958: Прорезы. В 1958 Фонтана закончил первую "тальи" - картину с прорезами полотна. Под холст он подкладывал марлю, чтобы сделать более ощутимым пространственный эффект: в соответствии с тем, какой материал испытывал большее натяжение, он наносил прорезы спереди или сзади картины. Благодаря такой технике создавалось впечатление таинственных глубин за холстом или какого-то неопределенного светлого пространства перед ним. Сначала он делал в холсте небольшие прорезы в смешанных красках; но со временем стал делать их преимущественно на монохромных плоскостях, при этом увеличились их длина и общее количество. Создававшие эффект движения составляющие отклонялись от строгого вертикального расположения.

Во время работы над "тальи" он создал серию "Кукольный театр" (1964-66): перед продырявленным холстом Фонтана расположил вращающуюся узкую деревянную доску, силуэт которой напоминал составляющие ландшафта. Этим художник добивался "эффекта потайного окошка". В1966 Фонтана получил, "Гран-при" на биеннале в Венеции. Двумя годами позже он умер в Каммабио под Варезе в 69-летнем возрасте.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Книги