Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Анри Руссо

Анри Руссо (21.05.1844 - 04.09.1910) - французский живописец, один из "наивных" художников, чьи работы нашли признание во всем мире. Руссо снискал известность экзотическими ландшафтами (серия "Картины джунглей", появившаяся в 1904).

Анри Жюльен Феликс Руссо родился в семье жестянщика в Лавале (Майенна). С 1863 он работал клерком в Анжере. В двадцать три года похитил у своего работодателя деньги и почтовые марки на общую сумму 20 франков, за что был приговорен к месяцу тюрьмы. После заключения он был призван в армию. Хотя за время своей службы Руссо ни разу не попал непосредственно на фронт, позже он любил прихвастнуть своими героическими деяниями в заокеанских походах и во время войны Германии и Франции 1870/1871.

1885: Первое участие в выставке. В 1868 Руссо приехал в Париж и стал работать судебным исполнителем. Через год он вступил в брак с портнихой Клеманс Боннар (умерла в 1888, родила пятерых детей, из которых выжил только один). Второй брак (1889- 1903) он заключил с Жозефиной Розали Нурри. С 1871 Руссо перешел на работу в парижскую городскую таможню. В свободное от службы время он писал, сочинял музыку и увлекался театральными постановками.

В 1885 Руссо впервые выставил свои картины на суд публики. Результатом были нападки и насмешки - как и год спустя, когда он принял участие в выставке "Группы независимых", основанной в 1884 Жоржем Сера и Полем Синьяком. Руссо выставил, в частности, картину

"Вечер на карнавале" (1886), на которой была изображена пара в карнавальных костюмах на фоне ночного ландшафта. Эта работа была выполнена в типичной для "сборщика податей" (как его неодобрительно стали называть с некоторых пор) манере: Руссо хотел максимально правдиво перенести на полотно те фрагменты действительности, что открывались его глазам. Для этого он отказался от обязательной со времен Ренессанса линейной перспективы (которой он технически не владел); в результате картина лишалась центра внимания, а составляющие ее единицы выстраивались рядом друг с другом как совершенно равноценные. Интуитивная манера письма Руссо, не имеющая никакой теоретической основы, принесла ему титул "наивного" живописца. Появившийся в 1890 автопортрет также был создан вопреки всем устоям и традициям ("Я собственной персоной, портретный ландшафт"),- он поставил себя в центр картины в виде гипертрофированно увеличенной фигуры.

1893: Жизнь для живописи. В 49 лет Руссо досрочно ушел на пенсию, чтобы полностью посвятить себя живописи. Помимо пенсионных денег, он имел небольшие доходы от игры на скрипке и рисования портретов на улицах. Поскольку он все же так и не освоил перспективу, портреты получались довольно своеобразными, порой доходящими до гротеска.

Кроме портретов, с 1890 Руссо написал множество городских и буколических идиллий. В противоположность импрессионистам, он не изображал сияющих бульваров и оживленных площадей, предпочитая картины тихих парижских уголков.

В 1894 Руссо написал картину "Война": видения насилия и смерти среди заброшенной, совершенно архаичной по виду местности. Картина была выполнена в типичной для художника манере и вызвала множество споров. Три года спустя он создал сказочный ландшафт в духе символизма, назвав его "Спящая цыганка",- на нем изображен лев и рядом - спящая женщина с мандолиной.

1904/1905: Успех "Картин джушлей". Руссо получил признание как художник после появления серии "Картины джунглей". Первый мотив серии появился еще в 1891 ("Пораженный"), однако вернулся он к этой теме в 1904 ("Разведчик, атакованный тигром"). Сенсацией стала представленная в "Осеннем салоне" (1905) картина "Голодный лев": на ней изображен лев, терзающий антилопу. В последующие годы Руссо написал еще более двадцати мотивов жизни джунглей со стилизованной растительностью и излучающими свет листьями. На темно-зеленом фоне он "коллажировал" изображения аборигенов, зверей и орхидей. После того как Руссо нашел поддержку у историка-искусствоведа и коллекционера Вильгельма Унде, другие коллекционеры (начиная с 1905/1906) буквально дрались за то, чтобы получить его работы в свои собрания. Заказов на картины в то время у него было предостаточно, и все они хорошо оплачивались (среди них можно отметить "Заклинательницу змей", 1907).

В 1907 художник был обвинен в банковских махинациях и подделке документов - в частности, ему вменялось в вину, что он под чужим именем помещал на банковские счета деньги криминальных элементов. На судебном заседании Руссо держался простачком и благодаря этому, равно как и благодаря заступничеству влиятельного приятеля, отделался довольно легким наказанием - штрафом в 20 франков и условным тюремным заключением на двухлетний срок.

В 1910 Руссо создал свою последнюю картину - "Мечта": на ней мы видим обнаженную женщину на диване перед декорацией, изображающей джунгли с экзотическими животными и растениями. В том же году 66-летний Руссо умер в Париже от заражения крови.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?