Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Диего Ривера

Диего Ривера (08.12.1886-25.11.1957) - важнейший представитель так называемого мурализма, мексиканской настенной живописи. В своих фресках Ривера прославлял индейскую культуру, а также рабочих и крестьян и обличал угнетателей, церковь и военщину.

Хосе Диего Мария Ривера родился в городке Гуанахуато, большинство жителей которого работали на серебряных рудниках. Его отец был школьным инспектором, мать (наполовину испанка, наполовину индианка) - учительницей. С 1898 Ривера начал учиться в Художественной академии, из которой ушел четыре года спустя в знак протеста против авторитарных методов преподавания, которые насаждал ее новый директор.

1913: Кубистический период. В 1906 отец Диего добился для своего сына четырехгодичной стипендии в Европе, и в 1911 Ривера уехал в Париж. Здесь появились его первые картины, выполненные под влиянием импрессионизма и пуантилизма (стиль, при котором изображение наносится чистыми, несмешанными красками в виде расположенных рядом друг с другом точек). Законченнаяв 1913 картина "На шахтах в Толедо" обозначила переход художника к кубизму. На многочисленных портретах, появившихся из-под его кисти в дальнейшем, фигуры состоят из структурных элементов, однако классическую цветовую шкалу кубизма - серый и коричневый - Ривера заменил многообразием красок.

Примерно с 1915 в картинах Риверы появляются мотивы жизни народа его родной страны - наиболее известным примером тому может служить "Запатистский ландшафт - гуэррильеро" (1915). Пабло Пикассо был так очарован этой картиной, что переработал некоторые ее элементы, а это привело впоследствии к взаимному обвинению в плагиате.

1922: Первое панно. В 1918 Ривера отвернулся от кубизма, предпочтя ему реализм ("Математик"). Через три года он вернулся в Мексику. Художник примкнул к национальному движению народничества, объясняя это необходимостью изменить мексиканское искусство, и выполнял государственные заказы на росписи стен (среди них можно отметить "Творение" (1922), выполненное для Национальной подготовительной школы, где, помимо Риверы, несколько заказов выполнил также Хосе Клементе Орозко). Некоторое время после этого Ривера работал с применением "каустиковой" техники (краски связываются воском), однако затем вернулся к традиционной фресковой живописи.

1923: Народнический реализм. В 1923 Ривера совместно с Давидом Альфаро Сикейросом и другими художниками основал так называемый "Синдикат художников". В том же году Ривера начал работать над панно в Министерстве образования, которые принесли ему мировую известность: более чем за четыре года работы он создал двести тридцать пять фресок на тему "Жизнь мексиканского населения и утопий". На картине "Рабочий двор" показана повседневная трудовая жизнь мексиканцев, на картине "Праздничный двор" - традиционный индейский праздник и празднества рабочих. В двух "Корридо-циклах" (названных так по четверостишию из известной баллады) Ривера запечатлел сцены буржуазной и пролетарской революций.

В 1928 Ривера развелся со своей женой Гуадалупе Марин (брак с 1922) и женился на Фриде Кало. В следующем году он начал работу над фресками во дворце Кортеса в Куэрнаве, и это был первый эпический цикл в живописи художника: он создавал сцены времен покорения Мексики конкистадорами либо запечатлевал события крестьянского восстания под предводительством Эмилиано Запаты. В том же году первые фрески на тему истории Мексики появились на лестничных клетках резиденции правительства в Мехико.

1930: В США. В 1930 супруги Ривера уехали в США, где художник получил множество заказов на панно. Картина "Человек на распутье" (1933), созданная для Рокфеллер-центра в Нью-Йорке, вызвала скандал: центральной фигурой картины был Ленин, и, увидев это, Рокфеллер ее уничтожил. Часть полученной суммы Ривера использовал на создание новой серии в "Новой рабочей школе": двадцать одна дощечка, на которых он излагал свою версию исторического развития США. После громких скандалов в Америке Ривера в течение восьми лет не получал у себя на родине ни одного правительственного заказа. В 1942 он вновь приступил к живописным работам в Национальном дворце. С 1951 Ривера занимался также оформлением стен вне помещений. Самой известной работой стала мозаика на стадионе (1952), который впоследствии принимал олимпийские соревнования 1968 года. Три года спустя умерла Фрида Кало, а еще через год Ривера вступил в брак с владелицей художественного салона Эммой Уртадо.

1946-1956: Конфликты с церковью. В 1956 увидела свет стенная роспись "Мечтания под послеполуденным солнцем в Аламеда-парке". Эту автобиографическую работу, в которой Ривера показал себя маленьким мальчиком рядом с женским скелетом, он завершил еще в 1948, однако под нажимом церкви вынужден был скрывать ее от общественности до тех пор, пока не убрал с нее надпись "Dios no existe" ("Бога нет"). Через год, в 1957, Ривера скончался в мексиканской столице, в возрасте 70 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?