Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Барнетт Ньюмэн

Барнетт Ньюмэн (29.01.1905 - 04.07.1970) - американский художник и скульптор, ставший благодаря своим монохромным полотнам одним из основателей "живописи цветового поля". Сильное редуцирование форм в картинах Ньюмэна проложило дорогу направлению "минимал-арта".

Ньюмэн родился в Нью-Йорке на Ман-хэттене и был первым из четверых детей еврейско-польского переселенца. Отец приехал в США без гроша в кармане и сумел стать владельцем процветающей текстильной фабрики. Маленький Барни, как звали его в семье, рос, не зная нищеты и лишений.

1931: Учитель искусств. С 1923 Ньюмэн начал изучать искусство в Лиге студентов-художников и философию в Городском колледже Нью-Йорка. По окончании обоих курсов Ньюмэн устроился работать на отцовскую фабрику. В 1933 он выступил независимым кандидатом на выборах мэра. Его в одинаковой степени оригинальная и невыполнимая программа, состоявшая из четырех пунктов, предусматривала строительство городского оперного театра и картинной галереи, а также открытие сети уличных кафе и игровых площадок для взрослых. В ходе предвыборной борьбы Ньюмэн познакомился со своей будущей спутницей жизни - учительницей Аннали Гринхаус: их знакомство началось с острого словесного поединка, а обернулось бракосочетанием.

1940/1941: Ботаника и орнитология. Деятельность Ньюмэна как живописца и рисовальщика оказалась в 30-х практически парализованной. В художественных проектах, получавших государственную поддержку, он участия не принимал, поскольку видел в правительстве недруга художников. Из-за банкротства семейного предприятия в 1937 финансовое положение стало катастрофическим, и ему пришлось работать учителем. Интересы Ньюмэна сосредоточились в основном вокруг ботаники, геологии и орнитологии. В начале 40-х он стал посещать курсы по изучению птиц при Корнеллском университете. Попутно он изучал искусство и мифы коренных жителей Америки.

1948: "Onement I". В1944 Ньюмэн создал объемную серию картин: рисунки с мотивами семян и ростков, микробными и растительными формами (заимствованными им из курса ботаники). Картины, созданные прежде, он отверг и уничтожил все до единой.

Подобно многим своим друзьям, среди которых можно отметить художников Роберта Мазеруэлла, Марка Ротко и Клиффорда Стиллза, Ньюмэн стремился к освобождению от влияния европейского искусства. Целью его усилий было становление подлинной американской живописи. В 1948 появилась работа "Onement I", первая из его картин в радикально новом стиле: монохромная, малого формата, она выполнена в темно-красном цвете. По центру картины, сверху вниз, вдет яркая оранжевая полоса, застежка-"молния". В дальнейшем из-под кисти Ныомэна вышло множество таких монохромных композиций, сдержанные тональные цвета которых резко контрастировали с красками, популярными у абстрактных экспрессионистов. Работы, представленные на первой выставке Ньюмэна и его друзей-художников (1950), характеризовались именно сдержанностью красок. В последующие годы Ньюмэн боролся с финансовыми трудностями. Между тем он с упорством писал картины с "молниями", располагая линии как по горизонтали, так и по вертикали, а позже только по вертикали. Эти "молнии" шли строго по прямой либо оборачивались в виде бахромы вокруг изображаемой цветовой плоскости.

Конец 50-х: Успех "живописи цветового поля". Во второй половине 50-х к художнику пришел долгожданный успех: в 1958 Ньюмэн принял участие в выставке "Новая американская живопись" в Музее современного иск>сства в Нью-Йорке. После перенесенного инфаркта он, начиная с 1958, создал состоявшую из 14 частей работу "Станции креста". В своем типичном стиле он попытался воплотить метафизическую сущность непосредственно в картинах, без какой-либо символики: зритель, находившийся, по замыслу художника, лицом к лицу с картиной большого формата, буквально окунался с головой в цветовое поле. Он должен был (опять же по замыслу художника) осознать себя очутившимся в этом цветовом пространстве - и душой, и телом. В 60-х Ньюмэн продолжал создавать картины медитативного характера - в качестве примера можно привести серию "16 кантонов" (1964). Иногда в процессе работы он наносил на полотно множество слоев разных красок, хотя картина при этом оставалась монохромной. При создании картины "Кто испытывает страх перед красно-желто-синим?" (1967/1968) он располагал монохромные плоскости рядом друг с другом и разграничивал их между собой цветными линиями.

Помимо этого, в 60-х Ньюмэн создал несколько строго геометрических пластических произведений из стали. Стелообразные элементы он располагал на кубических или пирамидальных подножиях (например, "Сломанный обелиск", 1963/1967). Его монументальная пластика "Зим Зум" (модель 1969) - два отдельных зубчатых элемента, расположенные друг напротив друга таким образом, что между ними остается свободное пространство,- осталась единственным его произведением этого жанра. Художник умер в 1970 в Нью-Йорке, дожив до 65 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?