Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Эмиль Нольде

Эмиль Нольде (07.08.1867 - 15.04.1956) - немецкий художник, принадлежащий к выдающимся представителям экспрессионизма. В экстатических формах и красках писал картины на религиозные темы, лучезарные изображения цветов и ландшафты побережья на севере Германии.

Нольде появился на свет под именем Эмиля Хансена; местом его рождения был крестьянский двор в Нольде (Северный Шлезвиг). Уже маленьким ребенком он украшал дощатые стены сараев и амбаров карандашными рисунками. В17 лет начал учиться на гравера по дереву и оформителя мебели. После обучения Хансен стал учеником школы искусств и ремесел в Карлсруэ (с 1888). Через два года он уехал в Берлин, где работал на мебельной фабрике.

1897: Успех с почтовыми карточками. В 1891 Хансен получил место в Музее ремесел Сен-Галлена (Швейцария). Проработав там два года, он создал в 1896 свою первую картину маслом - "Горные великаны". На следующий год в журнале "Югенд" были опубликованы две юмористические почтовые карточки работы Хансена, в которых он изобразил знаменитые швейцарские горы в виде великанов-полулюдей. Поскольку обе работы вызвали большой интерес, Хансен взял денежную ссуду и попытался опубликовать мотивы почтовых карточек в крупных издательствах. Попытка удалась - за 10 дней было распродано 100 тысяч экземпляров. Хансен оставил работу на мебельной фабрике, чтобы полностью посвятить себя живописи. После того как Франц фон Штук отказался принять его в Мюнхенскую академию, он учился в частных школах у Фридриха Фера и Адольфа Хельцеля, а также в "Академи Жюльен" (Париж).

1906/1907: Группа "Мост". В Дании появилась фантастическая картина "Перед восходом солнца" (1901), на которой был изображен зверь, парящий над сказочным ландшафтом. В том же 1901 Нольде (взявший это имя в честь места своего рождения) женился на Аде Вилструп и в конце года уехал с нею в Берлин. Если раньше в его картинах преобладали в основном темные тона, то сейчас стали все чаще встречаться характерные для импрессионистов светлые краски. В 1906 Нольде вступил в художественное объединение "Мост". В том же году он закончил свои первые картины с изображениями цветов. Он наносил краски многослойными пятнами, создавая тем самым иллюзию глубины пространства на плоской картине. Замкнутый и держащийся ото всех в стороне художник не работал по твердому распорядку, а занимался живописью исключительно в минуты и часы вдохновения.

1909: Первые религиозные картины. С 1909 Нольде (в 1907 ушел из "Моста") создал серию работ на религиозные темы, в частности "Причастие" (1909). Появившаяся в 1910 картина "Танец вокруг золотого тельца" стала выдающимся экспрессионистским творением: группа полуобнаженных женщин двигается в экстатическом танце. Через год Ноль-де начал объемную серию из более чем 20 картин под названием "Осенние моря", в которой приблизился к абстрактной живописи: однотонная водная поверхность сливается с небом и лишь местами отражает небольшие участки света. В дальнейшем морской мотив стал постоянным в работах Нольде.

1911: Влияние примитивного искусства. Нольде всерьез увлекся изучением первобытных людей и использовал в своих работах формы и мотивы египтян и ассирийцев, а также коренных народов Азии и Африки. В 1913 он предпринял путешествие в немецкие колонии на Тихом океане и написал более пятидесяти картин с изображением тропических ландшафтов и аборигенов (в том числе "Дикари с Новой Гвинеи", 1915). Законченная в 1915 картина "Захоронение праха" знаменует собой переход от простых изображений на религиозные темы к эмоциональным, личностным картинам XX столетия.

С 1915 главным мотивом творчества Нольде становятся ландшафты его родных мест на севере Германии - обширные пастбища со стадами и конными пастухами (например, "Жеребята", 1916; "Мельницы", 1924). Нольде оставался верным как своему стилю, так и тематике (ландшафты, море, религия).

1937: Нацистская диффамация. В 1927 Нольде купил дом на верфи в Зеебюлле и устроил там мастерскую. После захвата власти нацистами он решил, что кампания против представителей современного искусства обойдет его стороной. Но пришел 1937, и нацисты изъяли все его картины, выставив некоторые из них на показательной пропагандистской выставке "Вырожденческое искусство". Нольде продолжал писать дальше, однако в 1941 Управление рейхсканцелярии по делам искусства воспрепятствовало отправлению всех вновь созданных картин. Нольде спрятал около тысячи трехсот акварелей (так называемых ненаписанных картин), которые стали важнейшими из его поздних работ. В 1946 умерла жена Нольде, а через два года 81 -летний художник вступил в брак с дочерью своего друга, которой было всего 28 лет. В 1951 он написал свои последние картины маслом. В1956 он умер в Зеебюлле в возрасте 88 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?