Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк (12.12.1863 - 23.01.1944) - норвежский художник, провозвестник экспрессионизма в XX веке. Главной работой Мунка считается цикл картин "Фризы жизни", в которой он переработал свой личный опыт.

Сын военного врача, он родился в Лотене (провинция Хедмарк) и вырос в Осло. В 1869 его мать умерла от туберкулеза, Эдварда и четверых его братьев и сестер воспитывала тетя. В 16 лет Мунк начал учиться на инженера в техническом колледже в Осло, однако через год ушел оттуда, решив стать художником.

1885: "Эскизный" стиль. Примерно в 1880 появились первые картины маслом, а еще через три года он выставил в "Осеннем салоне" в Осло картину "Девушка у печи" (1883). Картина была выдержана в землистых тонах и по манере исполнения напоминала французских импрессионистов. Около 1884 художник познакомился с Милли Илен Таулов, с которой в конце 80-х у него возникла связь. Когда в 1886 Мунк представил в "Осеннем салоне" свою картину "Больной ребенок" (1885-1886), она сразу вызвала волну возмущения. На картине он отразил смерть своей 15-летней сестры. Критики вменяли в вину художнику эскизный стиль работы, доминирующий в картине натурализм. Мунк наносил краски на холст в несколько слоев таким образом, что они сливались друг с другом.

1892: "Фризы жизни". В 1889 Мунк (большую часть года живший во Франции) открыто высказался насчет натурализма в так называемом "Сен-Клудском манифесте". Законченная в 1897 картина "Меланхолия" характеризуется движением к абстракции: цветовые поля Мунк ограничивал контурными линиями. Формы, цвета и линии упрощены и стилизованы. Работа должна была отразить состояние души друга, страдающего от несчастной любви к замужней женщине. В 1892 он впервые отказался от участия в "Осеннем салоне" в Осло, отвернувшись от сообщества норвежских художников. В том же году он начал работать над так называемыми "Фризами жизни", основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто интерпретируемой работой цикла стала картина "Крик" (1893), символизирующая одиночество современного человека и его страх перед жизнью. В основе картины лежит чувство, пережитое Мунком во время одной из прогулок: "Солнце ушло прямо вниз - небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу". Другие знаменитые работы цикла "Фризы жизни" - "Страх" (1894), "Ревность" (1895) и "Отчаяние" (1898).

В конце 90-х появились первые картины без страха и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине "Плодородие" (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Жизненные установки художника постепенно становились все более позитивными, о чем свидетельствуют, в частности, картины с изображениями полярной ночи.

1902: Мастер портрета. На рубеже веков Мунк завершил "Фризы жизни" и впервые выставил их в 1902. Одновременно художнику приходилось бороться с тягой к алкоголю; эта проблема усугублялась связью с его возлюбленной Туллой Ларсен. В1902 они расстались. Большую часть года Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом. Его портреты получали высокие оценки за то, что превосходно отражали характер человека. Верный своему девизу: "Я пишу мозгом", Мунк тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет за какие-то несколько часов.

1910: Документальное отражение упадка. В 1905 он закончил одну из двенадцати вариаций картины "Девушка на мосту"; все они отличаются общим жизнерадостным настроем. Через два года Мунк воплотил в отдельных картинах свое потерпевшее фиаско влечение к Тулле Ларсен: в "Амуре и Психее" мы видим мужчину и женщину, которых неумолимо разделяет падающий между ними свет. На картине "Марат" изображено убийство мужчины женщиной. Мунк работал экспрессивными, широкими мазками, такой экспериментальный стиль характерен для серии "Зеленая комната" (1907). В 1908 Мунк перенес нервный срыв и более восьми месяцев провел в психиатрической клинике. После этого он уехал в Норвегию, где посвятил себя в основном написанию ландшафтов. В поздних автопортретах он безжалостно отразил собственный упадок. В 1927 в Берлине и Осло состоялись ретроспективы работ Мунка. В 1940 Мунк, после начала второй мировой войны отказавшийся от каких-либо контактов с оккупантами, написал свой последний автопортрет. Через четыре года он умер в Экели в возрасте 80 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?