Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Джорджио Моранди

Джорджио Моранди (20.07.1890 - 18.06.1964) - итальянский художник, один из выдающихся мастеров натюрморта XX века. Изображая такие бытовые предметы, как бутылки и стаканы, Моранди затенял их цветовыми тонами и всегда группировал по-новому.

Моранди был первым из восьми детей в семье торгового служащего в Болонье. После окончания школы он стал обучаться во внешнеторговой фирме, где работал отец. В17 лет записался в Художественную академию Болоньи.

1913: Первые картины. В 1909 Моранди увидел репродукции картин французского живописца Поля Сезанна, побудившие его свернуть с пути академической живописи. Дальнейшее влияние на формирование его стиля оказало изучение фресок Джотто, Масаччио и Уччел-ло в соборах Флоренции. Эти итальянские художники XV века занимались изображением в перспективе. В 1912 появились первые гравюры Моранди, а через год - первая картина маслом. Это был пейзаж, и диагональное направление штрихов явственно говорило о том, что за образец взята одна из работ Сезанна.

1914: Поиски стиля. В 1913 Моранди закончил учебу и в следующем году получил место учителя рисования в одной из школ Болоньи. В том же 1914 он сблизился с движением футуристов и написал несколько натюрмортов, в которых пытался передать последовательность движений. Затем Моранди обратился к кубизму и характерному для него разложению мотивов (например, в "Натюрморте со стаканами", 1913/1914).

1918: Влияние метафизической живописи. В картинах Моранди послевоенного периода ощущается влияние метафизической живописи Джорджио де Хирико и Карло Карра. (Характерная особенность метафизической живописи, или Pittura metafisica,- таинственно-ирреальные мотивы с метафизической подоплекой.) Изолированные изображения одного мотива в исполнении Моранди зачаровывают зрителя, эти картины художник толковал как импульс к упрощенному, структурированному художественному языку. В таких работах, как "Натюрморт с куклой" (1918) и "Метафизический натюрморт" (1919), он изображал типичные для живописи Хирико предметы, в частности, безликую марионетку.

1920: Натюрморты с постоянным набором предметов. В 1920 Моранди отвернулся от метафизической живописи и различных авангардистских течений того времени. В "Натюрморте в черном" (1920) он пришел к своему собственному стилю и типичным для него мотивам, сосредоточившись на ландшафтах и натюрмортах, которые компоновал из таких предметов, как чаши, вазы, бутылки и стаканы. Направление штриха было мягким, цветовые тона теплыми. Моранди стремился создавать уравновешенные композиции, выхватывая из них лишь самую суть.

В 1929 работы Моранди впервые были представлены в Базеле и Берне. В 1930 последовали выставки в Аргентине и Бразилии. В том же году он стал профессором Художественной академии в Болонье и оставил преподавание в школе.

30-е годы: Верность стилю. В этот период Моранди писал расположенные в неопределенном пространстве, четко очерченные и хорошо освещенные предметы в приглушенных тонах. Неизменная верность Моранди ограниченному набору форм давала критикам основание утверждать, что стиль его работы напоминает манеру абстракционистов. Свои ландшафты Моранди компоновал также из простых форм в смягченных тонах и оттенках.

Моранди так и остался холост; он вел аскетический образ жизни и жил с двумя своими незамужними сестрами. До 66 лет он ни разу не выезжал из Италии. Необходимые впечатления для своих работ он черпал из регулярных летних посещений деревни Гриццана в Апеннинах, где впервые отдыхал еще ребенком. Он держался в стороне от культурно-общественных мероприятий, в частности, от дискуссий на темы прогресса и современности. В 1964 он написал свою последнюю картину - этюд с цветами. В том же году Моранди умер в Болонье в возрасте 73 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?