Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Клод Моне

Клод Моне (14.11.1840 - 06.12.1926) - французский живописец, посвятивший себя созданию картин-ландшафтов; один и тот же мотив он писал в разное время дня, стремясь передать на полотне воздействие света. Примерно в 1900 в саду своего дома в Живерни Моне создал свои первые знаменитые картины с изображением кувшинок.

Сын галантерейщика, он родился в Париже. Поскольку торговля у отца шла плохо, в 1845 семья перебралась в Гавр. В 18 лет Моне познакомился с художником-пейзажистом Эженом Боденом и занимался с ним живописью на пленэре. В то время Моне был впечатлен цветовыми гаммами, возникающими в природе в зависимости от того, каким образом свет падает на предметы.

1860-е: Денежные дела. В 1859 Моне приехал в Париж, где намеревался учиться живописи. Через два года ему пришла повестка, однако благодаря деньгам и усилиям тети он был избавлен от военной службы, что позволило Моне получить академическое образование: он брал уроки в мастерской Шарля Глейра и познакомился там, в частности, с Фредериком Базиллем, Опостом Ренуаром и Алфредом Сислеем. В 1866 в саду снятого под Парижем дома Моне начал писать картину "Женщины в саду", которую завершил уже в мастерской, поскольку вынужден был покинуть занимаемый дом из-за неуплаты. В 1870 он женился на Камилле Донсье, от которой к тому времени имел трехлетнего сына. В следующем году на деньги, унаследованные от отца, он приобрел дом в Аржантейле, ставший местом встреч художников.

1874: Импрессионисты. Засилье художественных салонов подтолкнуло Моне к созданию независимого общества художников и скульпторов, и в 1874 состоялась их первая выставка. Моне выставил картину "Впечатление, восход солнца" (1872) - в ней схвачено настроение человека, которого утро застало в Гаврской гавани: оранжевое отражение солнечного диска дано на фоне рваного серого тона, формы и фигуры лишь бегло обрисованы. Критики дали художникам насмешливое определение "импрессионисты (от Impression - впечатление), не представившие ни одной готовой картины".

Тем не менее Моне продолжал придерживаться своего стиля. В конце 1876, установив мольберт на парижском вокзале Сен-Лазар, он писал изображения одного и того же станционного зала в разное время суток, запечатлевая прибытие поездов. В первую очередь его интересовала быстрая смена освещения из-за клубов паровозного дыма. В 1879 умерла супруга Моне. Ее смерть художник отразил в картине "Камилла на смертном одре" (1879). После пережитого потрясения Моне замкнулся в себе и в 1880 в первый раз отказался принять участие в выставке импрессионистов, вызвав тем самым шквал критики со стороны его бывших друзей.

Конец 80-х: Серии картин. В 1889 в Париже состоялась первая ретроспектива работ Моне. К тому времени он работал над серией "Копны сена" (известной также как серия "Скирды хлеба"). Он писал копны сена в разное время суток и разные времена года, исследуя тем самым различные приемы светового воздействия. Компактная форма хлебных скирд в центре картины кажется порою растворенной в свете и перекликается с беспредметным искусством. Именно поэтому серия "Копны сена" оказала большое влияние на абстрактную живопись. Ее показ на выставке в 1891 принес Моне окончательное признание его художественных заслуг и после этого он мог жить исключительно искусством. Моне, с 1883 живший с Алисой Ошеде (брак в 1892) в Живерни, стал писать исключительно сериями (тополя, горы, цветочные поля, Лондон, Венеция). В 1892-1894 появились картины с изображением Руанского собора: для того, чтобы уловить световые эффекты на фасаде в зависимости от перспективы, Моне понадобилось два года. При этом он придвигался к изображаемому объекту на такое близкое расстояние, что изображение оказывалось лишенным каких бы то ни было мелких деталей. Для того, чтобы отразить субъективное восприятие увиденного, художник создал около тридцати отдельных картин. Применение такого метода означало для Моне окончательный отход от импрессионизма (т. е. изображения предмета в момент его мгновенного возникновения перед взором).

1900: Картины с кувшинками. После того как Моне смог оформить сад вокруг дома в Живерни в соответствии со своими представлениями о саде (пруд с кувшинками, японские мостики), он приступил к созданию картин с кувшинками. Он постоянно и много работал за разными мольбертами; за каждым в отдельности проводил не больше минуты, дожидаясь точно таких же условий освещения на следующий день. В 1908 на глазу художника образовалось бельмо, заметно ухудшив его зрение; в 1911 умерла жена, а через три года - сын.

В 1915 Моне построил себе мастерскую площадью 276 кв. м, в которой создавал картины большого формата с видами прудов (1916-1926). После операции в 1923 Моне мог достаточно хорошо различать контуры, однако цветовое зрение у него так и не восстановилось. В 1926 впавший в депрессию художник скончался в своем доме в Живерни от склероза легких в возрасте 86 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?