Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Пит Мондриан

Пит Мондриан (07.03.1872 - 01.02.1944) - голландский художник, один из важнейших представителей движения "Де-Стийл". Отказавшись от естественных форм, Мондриан аремился к геометрической абстракции и сокращению палитры до трех основных цветов - красного, синего и желтого.

Питер Корнелис Мондриан родился в Амерсфоорте в семье школьного учителя и воспитывался в строгой религиозной обстановке (родители исповедовали кальвинизм). В 1889 он решил стать школьным учителем и через три года получил преподавательский диплом; однако учебной деятельностью так и не занялся.

1900: Ландшафты. В начале 90-х Мондриан поступил в Амстердамскую Художественную академию, стал вхож во многие объединения художников и в 1897 выставил в голландской столице свои работы. В 1904 Мондриан покинул Амстердам и работал год в полном уединении в бельгийском городе Брабант. Он создавал типичные для его тогдашней манеры изображения ландшафтов, выполненные большей частью в землистых тонах. Поворотным пунктом в его творчестве стала картина "Красные небеса" (датирована 1907), обозначившая обращение Мондриана к экспрессионистскому стилю письма. Через год он закончил картину "Ветряные мельницы в солнечном свете", в которой впервые ограничил себя использованием трех основных цветов - красного, синего и желтого. В приморском местечке Домбург, куда Мондриан ежегодно приезжал на несколько недель, он сблизился с группой символистов во главе с Яном Тооропом. В 1909 Мондриан вступил в теософское общество в Амстердаме. Его триптих "Эволюция" (1910/1911) послужил программной работой теоретического учения: в ней показано развитие человека, и каждая более высокая ступень характеризуется более интенсивным освещением.

1911: Движение к абстракции. На примере картины Мондриана "Красная мельница" (1911) можно увидеть ту ограниченность формы и цвета, к которой художник стремился и которая еще более усугубилась под влиянием кубизма. В 1912 Мондриан уехал в Париж, где разработал собственную форму кубистиче-ского искусства: в "Натюрморте с имбирем в горшке" (1912) впервые появилась линия, ведущая к главному элементу, которая в дальнейшем станет определять все работы Мондриана. В 1914 Мондриан уехал в Амерсфоорт, чтобы увидеться с больным отцом, и разразившаяся первая мировая война помешала его возвращению во Францию. Мондриан обосновался в колонии художников в Л арене, его стиль превратился в абстрактный.

1917: Движение "Де-Стийл". В Ларене Мондриан подружился с Лeo ван Доэсбургом. Вокруг них собралась группа единомышленников - художников, скульпторов, архитекторов (среди которых были Геррит Ритвельдт и Гeoрг Вантон-герлоо), проповедовавших "новое осознание прекрасного" за счет ограничения арсенала художественных средств. Они отвергали передачу природного, естественного в живописи, пропагандируя язык чистых геометрических форм, основными элементами которого должны были выступать вертикаль и горизонталь, а основными цветами - красный, синий и желтый (запрещалось использование черного, серого и белого). Сам Мондриан обозначил это направление термином "неопластицизм". В 1917 вышел в свет первый выпуск журнала "De Stijl" ("Стиль"), давшего впоследствии название группе.

В 1919 Мондриан переехал в Париж, где зарабатывал на жизнь созданием цветочных акварелей. Во французской столице появились характерные для его творчества абстрактные работы: световые и цветовые плоскости он располагал в каркасах строго прямоугольных форм. Часто в картинах, которые Мондриан именовал "Композициями", господствующее положение занимал больших размеров четырехугольник. С течением времени линии цветовых полей в его работах становились все более закругленными.

1925: Разрыв с "Де-Стийл". В 1925 Мондриан порвал с группой "Де-Стийл" после того как Доэсбург поставил на обсуждение вопрос о диагонали как основном элементе художественного языка группы. Мондриан расценивал это как ренегатство: сам он передавал динамику на полотнах, содержащих до крайности строгие прямоугольные композиции. Даже свою жизнь он подчинил собственной художественной теории: его жилье по раскраске и геометрической направленности полностью соответствовало тому, что было изображено на его картинах. Листья единственного в доме растения он заштриховал белым.

1940: В США. В середине 30-х на творчество голландца обратили внимание американские коллекционеры и меценаты. В преддверии новой войны Мондриан уехал из Парижа в 1938 и поселился в Лондоне, а еще через два года перебрался в Нью-Йорк. Впечатления от бьющей ключом жизни большого города, а также от джазовой музыки отразились в картинах Мондриана того времени: в них по-прежнему господствует четкая геометрическая основа, а мерцающие цветовые поля выстроены в ровные линии. Эти работы он именовал уже не "Композициями", а давал им такие названия, как, например, "Буги-вуги, Бродвей" (1942/1943) или "Буги-вуги, победа" (1944, незаконч.). В 1944 художник скончался в Нью-Йорке в возрасте 73 лет от воспаления легких.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?