Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Амедео Модильяни

Амедео Модильяни (12.07.1884 - 25.01.1920) - итальянский художник и скульптор, снискавший известность благодаря своим портретам в стиле кубизма и африканского пластического искусства. Для работ Модильяни типичны удлиненные, овальные формы тел, а также цветовая шкала, сведенная к коричневым, "под охру", тонам.

Сын иберийского еврея, он родился в Ливорно. Его отец торговал углем и древесиной, мать преподавала в народной школе. Болезненный и слабый Амедео начал брать уроки рисования в четырнадцать лет. В 1899 он бросил учебу в гимназии и поступил в Академию живописи Гульиемо Микели.

1900: Ранние работы. Поначалу Модильяни создавал портреты и натюрморты в традиционном ключе. В 1900 ему пришлось прервать учебу из-за плеврита; еще через два года он уехал во Флоренцию. В 1903 Модильяни перебрался в Венецию, где время от времени посещал занятия в художественном училище. Его работы того времени не сохранились.

1906: В Париже. В 1906 Модильяни уехал в Париж и поселился на Монмартре. Из-за склонности к алкоголю и привычки раздеваться в пьяном виде ему дали прозвище "Моди", явно происходившее от французского "maudit" ("проклятый"). Успех пришел к Модильяни в 1907, когда семь его работ были выставлены в "Осеннем салоне" в Гран-Пале. Уже эти картины выявили нелюбовь Модильяни к чистым краскам и ярким цветовым эффектам. В 1908/1909 художник впал в творческую и душевную депрессию и на несколько месяцев уехал к своей семье в Ливорно.

1910: Скульптурные работы. В картинах, появившихся после возвращения, явственно ощущается влияние Поля Сезанна: Модильяни противопоставлял части картин друг другу за счет подбора цветов. Отдельные работы - такие, как, например, "Виолончелист" - производили эффект пластичности, что можно объяснить растущим интересом художника к скульптуре. Знакомство с Константином Бранкузи окончательно укрепило его желание стать скульптором. В период между 1910 и 1912 появился цикл "Стелы" - все они были из одного монолита. Из-за недостатка денег материал для скульптур ему приходилось отыскивать главным образом на строительных площадках. Вытянутые в длину лики на стелах напоминают, с одной стороны, образцы африканского искусства, с другой - геометрию кубизма. Когда Модильяни показал свою работу другу в Ливорно, тот усмотрел в ней насмешку над собой и выбросил одну из частей стелы в городской канал. В 1913/1914 художник начал работать над фигурами кариатид, которые остались незаконченными. В 1914 Модильяни познакомился с английской писательницей и цирковой артисткой Беатрис Хастингс. Их двухлетняя связь то и дело прерывалась из-за запоев Амедео.

1914: Своеобразие портретного стиля. Формы, открытые в скульптурных работах, Модильяни воплощал также и в картинах: с 1914 начали появляться портреты друзей и знакомых. При создании портретов Модильяни ставил своей целью представить как внешность, так и внутренний мир человека, найти соответствующие художественные формы для выражения его индивидуальности. Вслед за изображениями в стиле арабесок ("Диего Ривера", 1914) он принялся экспериментировать с переливчатыми красками ("Фрэнк Хэвиленд", 1914; "Пьеро", 1915). На многих его картинах лица разложены на простые геометрические формы с заметным сдвигом цветового окружения в сторону от них ("Новобрачные", "Мадам Помпадур"). Одновременно с этим он начал серию картин, в которых модели были изображены в одной позе - это женщины с упертыми в бедра руками. Тяжелое финансовое положение Модильяни отчасти улучшилось после встречи с владельцем художественной галереи Полем Гилломе, который в 1915 снял для художника мастерскую. Через год Модильяни ушел от Гилломе и стал работать у польского торговца картинами Леопольда Зборовского, получая за свои работы по 15 франков ежедневно. Начиная с 1916 стали появляться типичные для Модильяни работы с вытянутыми в длину, зачастую истощенными и изнуренными лицами и фигурами, выполненные в основном в темных, охристых тонах.

1918: Успех художника. Во время карнавала в 1917 Модильяни познакомился с 19-летней студенткой-художницей Жанной Эбютерн, которая стала его спутницей жизни. В том же году на своей единственной прижизненной персональной выставке в Париже он представил на суд публики многочисленные изображения позирующих натур, которые уже в день открытия выставки были вынесены из зала как "вызвавшие публичный скандал".

К концу 1918 Модильяни завоевал успех у публики, однако состояние его здоровья неуклонно ухудшалось - главным образом из-за неумеренного пьянства. В 1920 он умер в Париже в возрасте тридцати пяти лет от туберкулеза легких. Через день после его смерти находившаяся на девятом месяце беременности Жанна Эбютерн покончила с собой, выбросившись из окна.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?