Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Рой Лихтенстайн

Рой Лихтенстайн - американский художник, принадлежащий к выдающимся представителям поп-арта. Лихтенстайн снискал известность картинами больших форматов, выполненными на основе комических образов из популярных юмористических изданий.

Лихтенстайн родился в Нью-Йорке (1923 г.) в семье биржевого маклера. В 16-летнем возрасте он стал посещать летние курсы Лиги студентов-художников под руководством Реджиналда Марша. В 1939 Лихтенстайн поступил на художественный факультет в университет штата Огайо (г. Колумбия).

1940: В поисках собственного стиля. В 1943 Лихтенстайн был призван в армию, где проходил службу картографом. По окончании войны он продолжил учебу и стал выпускником университета в 1949. В том же году вступил в брак с Изабел Уилсон (двое детей, развод в 1965; второй брак с Дороти Херцкой в 1968). В 1951 семья переехала в Кливленд, штат Огайо, где Лихтенстайн работал чертежником, оформителем витрин и дизайнером. В первой половине 50-х он писал в основном картины малых форматов на мотивы из американской истории. Позже он стилизовал в кубистической манере картины Фредерика Ремингтона и Чарлза Уилсона Пила, написанные ими в 20-х.

1961: Картины в комическом ключе. В 1956 Лихтенстайн создал литографию - стилизованное изображение долларовой банкноты,- с которой началось появление работ в стиле поп-арт. С 1957 художник начал преподавать в Осуэго, штат Нью-Йорк, а в 1960 переменил место работы, став преподавателем Ратгерского университета в Нью-Брунсуике, штат Нью-Джерси. Здесь он познакомился с художником и историком-искусствоведом Алланом Кэпроу, который свел его с Джимом Дайном, Клесом Олденбургом и Джорджем Сегалом. Под их влиянием Лихтенстайн порвал к 1961 с экспрессивным стилем и стал применять в своих графических и живописных работах элементы рекламы. После этого появились первые картины большого формата с четко очерченными комическими фигурами. Для их написания Лихтенстайн использовал образцы из популярных юмористических изданий, зачастую видоизменяя, впрочем, тексты в "речевых пузырьках". Что касалось картин маслом, то он выполнял их на основе точечного узора, заимствовав эту технику из области полиграфии.

1962: Международное признание. В 1962 Лео Кастелли, владелец собственной художественной галереи, организовал первую выставку работ Лихтенстайна. После этого Лихтенстайн мог безбедно существовать на деньги от своих живописных работ и два года спустя оставил преподавательскую деятельность. В бесчисленных комических картинах (включая в них расхожие штампы того времени) он иронически отражал американскую действительность.

Одной из основных тем его творчества первой половины 60-х была банализация войны: так, на картине "Такка-Такка" (1962) изображена гигантских размеров пушка; на картине "Ва-а-аммм" (1963) - самолет, по которому ведет огонь неприятельский стрелок. Триптих "Как я открыл огонь" (1964) представляет взору изображения авиационного пропеллера и бортовых пулеметов. В других картинах он карикатурно изобразил тип хорошенькой молодой женщины ("Поцелуй", 1962; "Викки", 1964; "Возможно, М.", 1965). Помимо комичных ситуаций, в своих работах Лихтенстайн запечатлевал предметы домашнего обихода (фритюрница, стиральная машина, диван), которые выбирал из каталогов продаж или рекламных объявлений в газетах.

1965: Серия "Штрихи". В середине 60-х появилась так называемая серия "Штрихи". Лихтенстайн выписывал на пленку штрихи в манере абстрактных экспрессионистов, которую затем проецировал на холст большого формата, после чего раскрашивал полученное изображение, нанося в заключение на картину свой "фирменный" точечный узор. Если раньше в своих картинах он ограничивался точками одного и того же размера, то с конца 60-х размеры точек стали варьироваться. Кроме того, он разнообразил работы диагональной штриховкой.

70-е годы: По диагонали истории искусства. В 70-е Лихтенстайн обратился к работам других художников, а также к различным стилям искусства, которые он преломлял в свете поп-арта, стремясь оживить то, что давно уже стало "иконами" в храме искусства. Так, он создавал вариации на темы Клода Моне ("Руанский собор", 1969), Анри Матисса ("Натюрморт со стаканом с золотыми рыбками", 1972), ФернанаЛеже ("Оптическая иллюзия с головой Леже и кистью", 1973) и Франца Марка ("Сцена в лесу", 1980). В своих работах художник часто объединял несколько тем. Так, в 70-х появились серии картин с зеркалами, архитектурными фризами, а также натюрморты. В 1979 Лихтенстайн представил на суд публики свою первую скульптуру - "Морская дева". Она была установлена перед Театром сценических искусств в Майами-Бич (Флорида). В качестве составляющих элементов многомерного "Панно с синим штрихом" (1986) в нью-йоркской "Башне Равноправия" он использовал вырезки из своих картин. В творчестве 80-х Лихтенстайн постепенно отошел от строгого следования особенностям собственного художественного языка, и появившиеся из-под его кисти экспрессивные картины были преимущественно отвергнуты критикой.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?