Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Эллсворт Келли

Эллсворт Келли - американский художник и скульптор, создающий свои композиции из разнообразных геометрических плоскостей, разграниченных за счет резких цветовых контрастов (Hard Edge - "живопись острых краев"). Своими работами художник проложил путь минималистическому искусству.

Келли родился в Ньюборо, штат Нью-Йорк, в семье страхового агента, и вырос в Ораделле, штат Нью-Джерси. В 1941 он начал обучаться искусству в институте Пратта (Нью-Йорк). Через два года Келли был призван в армию и в 1944 участвовал в высадке англо-американских войск в Нормандии. До 1945 он оставался во Франции, очарованный романтикой силуэтов церквей и византийских мозаик.

Начало 40-х: Фигуративная живопись. В 1946 Келли начал учиться живописи и графике в школе при Музее изящных искусств в Бостоне. Через два года он продолжил учебу в Школе изящных искусств в Париже (закончил в 1950). Его ранние работы обязаны своим появлением фигуративной живописи. Одним из ключевых событий жизни художника стало посещение Музея современного искусства, где его сознание поразило простое окно - в дальнейшем он отразил это впечатление в картине "Окно" (1949), воспользовавшись абстрактным художественным языком. Келли сводил формы изображаемого предмета к представлению его отличительных структурных признаков: "Я вижу что-нибудь и тут же изображаю увиденный предмет таким, каким я его увидел".

1952: "Сборные" картины. В 1950 появилась первая из ключевых работ Келли - "Ноябрьские дожди": он бросал кусочки разрезанных рисунков на белый картон и использовал полученную таким образом случайную композицию в качестве образца для картины маслом. В Париже Келли экспериментировал с методами последовательных композиций картин. В ряде своих работ он подбирал цвета и размеры всего цветового поля по принципу случайности.

После работ относительно небольшого формата Келли перешел к картинам больших размеров: "Краски для большой стены" (1951) состоит из 64 разноцветных монохромных квадратов. В "Картинах для белой стены" (1952) он еще больше упростил структуру: работа состоит из пяти отдельных монохромных цветовых форм, связанных между собой. Эти образцы получили развитие в том же году в картине "Красно-желто-сине-белое" (в эту композицию включен фрагмент поверхности "Белой стены..."): пять прямоугольных элементов, представляющих собой пять цветных дощечек, размещены на стене на одинаковом расстоянии друг от друга.

50-е годы: Живопись и скульптура. В 1954 Келли вернулся в США и поселился в Манхэттене. Здесь он создавал черно-белые картины, в которых органически необычные формы растягивались до самых краев полотна. В 1955/1956 художник писал картины, применяя для изображения один-единственный цвет на контрастном черном или белом фоне. В конце 50-х Келли, помимо живописи, занялся пластическим искусством. Первая выставленная на открытом месте скульптура называлась "Ворота" (1959) и представляла собой лист алюминия, согнутый посередине под тупым углом. Эту скульптуру Келли разместил напротив стены таким образом, чтобы работа создавала иллюзию глубины пространства.

60-е годы: "Hard Edge". В 60-е Келли усилил контрастность своих картин, используя всего два, затем три и, наконец, четыре цвета. Из-за резко очерченных форм и четких границ между ними его картины того периода получили наименование "Hard Edge" - "острые края". Названия этим картинам художник давал исключительно по цветам, используемым для их написания: "Красно-белое" (1961), "Сине-белое" (1962) и т. д. Границы между передним и задним фоном в этих работах взаимозаменяемы. В 1965 Келли завершил картину "Красно-желто-сине-белое" - одну из самых известных своих работ: цветовые плоскости "сталкиваются" друг с другом под прямыми углами, благодаря чему возникает впечатление движения.

70-е годы: Рельефы. В начале 70-х Келли создавал (главным образом для общественных зданий) многочисленные рельефы, перекликающиеся с двухмерными картинами: на фоне стены смонтированы монохромные стальные и алюминиевые плоскости. "Возвращение к цвету" наблюдалось у Келли в конце 70-х, когда он создал несколько картин в серых, черных и белых тонах. Поворот в своем творчестве художник прокомментировал замечанием, что его отказ от использования цвета был вызван желанием сосредоточить внимание исключительно на форме и ее геометрическом воплощении.

В 1989 Келли (живущий в Спенсертауне, штат Нью-Йорк) выполнил заказ на оформление фойе филармонии "Мортон Мейерсон" в Далласе, штат Техас: на выложенной из серого камня стене он разместил четыре монохромных элемента более чем 10-метровой высоты: синий, зеленый, черный и красный.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?