Художник Илья Клейнер

Асгер Йорн

Асгер Йорн (03.03.1914 - 01.05.1973) - датский художник, один из основателей объединения "Кобра", участники которого придерживались абстрактного экспрессионизма. На его большей частью абстрактных (хотя иногда с узнаваемыми предметными элементами) картинах изображены деформированные, расчлененные существа.

Йорн родился в Вейруне (Ютландия) в семье учителей и получил при рождении имя Асгер Олоф Йоргенсен. В 1929 семья переехала в Силькеборг, небольшой городок в центральной части Ютландии, где через год Йоргенсен стал брать частные уроки рисования у своих родственников. В то время он писал в основном портреты и ландшафты. В том же 1930 он поступил на пятилетние курсы педагогического образования.

1940: "Синяя картина". В 1936 Йоргенсен уехал в Париж и начал обучение в "Академи Контемпорэн", где преподавал Фернан Л еже. Именно Л еже поручил Йоргенсену оформление "Дворца нового времени" к Всемирной выставке 1937 и познакомил его с архитектором Ле Корбюзье; однако его функционализм не встретил понимания у Йоргенсена. В 1937 он вернулся в Данию; еще через год у него состоялась первая персональная выставка, после чего началась двухлетняя учеба в Копенгагене. В картинах Йоргенсена, написанных в начале 40-х, заметно стремление освободиться от влияния Леже и сюрреалистов, с которыми он познакомился в Париже. Решающим фактором своего развития как художника Йоргенсен считал "Синюю картину" (1940), которая явилась результатом "подсознательной" манеры письма. В последующих работах художник приблизился к примитивному искусству; направление штрихов стало беспорядочным.

Во время немецкой оккупации Дании Йоргенсен работал в подполье, печатая газеты и листовки. Он писал картины с изображениями звероподобных существ, заимствованных из скандинавской мифологии. Работы этого периода включают серию акварелей "Дидаска", а также цикл гравюр под заголовком "Оккупация: 1939-1945". После окончания войны Йоргенсен сменил свое имя на Йорн.

1949: Основание "Кобры". В 1949 Йорн стал одним из основателей группы "Кобра", названной так по первым буквам столиц стран, из которых происходили ее участники - Копенгаген, Брюссель, Амстердам. Стиль "Кобры" был близок к абстрактному экспрессионизму. Развод с первой женой Кирстен Линдборг в 1950 (женитьба в 1939; второй брак в 1951 с Матакой ван Домселак) поверг художника в отчаяние: Йорн был неудовлетворен своим стилем живописи, да и материальное положение оставалось тяжелым. В 1951 он заболел туберкулезом и полгода провел в санатории. Выписавшись оттуда, Йорн стал работать с необычайной продуктивностью и за какие-то несколько месяцев создал многочисленные серии гравюр, керамик, а также серии картин (например, "Времена года", 1952).

50-е годы: Предметы и абстракция. В 1953 Йорн покинул Данию и отправился странствовать по Европе. В Швейцарии появилась серия гравюр, увидевших свет в 1961 под заголовком "Швейцарская сюита: 1953-1954". Во время пребывания в Италии в 1954 Йорн создал красочные керамические изделия, форму которым он придавал без предварительной подготовки и эскизов. Через год он оказался в Париже, где вместе с Энрико Баи основал движение "В поддержку Союза имажинистов". Эта группа выступала против "холодного, враждебного человеку" функционализма Союза. В том же году Йорн выступил с инициативой создания Международного Союза ситуационистов, а также занимался планировкой городов и в 60-х обратился к идеям анархо-коммунизма. Во второй половине 50-х Йорн достиг художественной зрелости. Его живопись менялась от абстракции к предметному изображению. Фигуры часто становились искаженными до неузнаваемости; мощные, энергичные краски нанесены толстым слоем (например, в картинах "Письмо моему сыну", 1956/57; "Непокорная птица", 1957). В 1959 Йорн закончил гигантскую настенную керамику для одной из школ города Орхуса. В начале 60-х художник почти полностью перестал давать названия своим картинам. Его работы, казалось, вырастали из некоего собственного мира, в котором перемешались очарование магии и легенды древних скандинавов. Господствующим началом в них стала ритмика цветов, линий и света. Иконография Йорна представляет собой изображения человеческих голов и тел, зверей и фантастических существ, а также неких клеточных форм. В 1962 имя Йорна стало известно и в США - после выставки его работ в одной из нью-йоркских галерей. В следующие два года художник закончил серию коллажей из плакатов, которые обычно висят на заборах вокруг строительных площадок: разрезая их на фрагменты, он затем компоновал их совершенно по-новому. Помимо работы в мастерской, Йорн выполнял заказы на оформление настен-ныхдекораций - так, в 1965-1971 он создал серию панно для банка в Гаване. В 1973 художник скончался в Орхусе в возрасте 59 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Книги