Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Джордж Грош

Джордж Грош (26.07.1893 - 06.07.1959) - художник, график и один из основателей берлинской группы "Дада", он был наиболее заметным среди политических художников столетия. Своими сатирическими карикатурами он обличал пороки Веймарской республики и предупреждал об опасности фашизма.

Георг Эренфрид Гросс родился в Берлине в семье владельца гостиницы. Отец умер, когда мальчику исполнилось шесть лет. Чтобы прокормиться, мать работала швеей; но ее заработка по-прежнему не хватало, и семья переехала в Померанию, где мать стала работать в офицерском казино элитного военного подразделения. Будущее сына она видела в карьере офицера или государственного чиновника, однако на этих планах пришлось поставить крест после того, как Георг (ему было тогда 15 лет) дал в школе пощечину учителю. В профессии художника Гросс видел единственное избавление от ненавистного окружения, в котором прошли его детские годы.

1909: Обучение искусству. Во время учебы в Дрездене и Берлине Гросс прошел только курс рисования. В сатирическом журнале "Симплициссимус" у него развился свой неповторимый стиль. В ранних рисунках Гросса отражено очарование большим городом, изображена-и притом без всяких моральных оценок - жизнь рабочих пригородов.

1914: Против войны. Когда началась первая мировая война, Гросс был взят в артиллерийские войска, однако в 1915 комиссован по состоянию здоровья. В том же году он познакомился с Виландом Херцфельдом, с которым тесно сотрудничал. В знак протеста против антибританской пропаганды Гросс взял себе англизированное имя Джордж Грош. Самоучкой он начал экспериментировать с живописью маслом - так появились его картины "Улица" (1915) и "Посвящение Оскару Паницце" (1917/18), в которых ощущается влияние футуризма и экспрессионизма. Формальные аспекты, однако, всегда оставались у него подчиненными социальным функциям искусства. Излюбленным выразительным средством Гроша была карикатура, с помощью которой ему удавалось возносить пролетариат и обличать безумие войны. В январе 1917 Грош был вторично призван в армию. После оскорбления действием одного из вышестоящих начальников его перевели в учреждение для психически больных, а в мае окончательно списали из армии. Появившийся в том же году альбом с литографиями стал "первой ласточкой" дадаизма в Берлине. В 1919, борясь с буржуазным восприятием искусства, Грош и его единомышленники основали "Дада-клуб". В том же году Джордж вступил в коммунистическую партию, а в 1920 женился на своей бывшей соученице Еве Петер.

20-е годы: Новые реалии. Политические и социальные конфликты в Веймарской республике Грош комментировал работами, объединенными в многочисленные альбомы. Довольно часто ему приходилось держать за них ответ перед судом. Так, его "Ессе Homo" ("Се человек" - 1922) был назван "порнографической халтурой", а в 1924 Грош за "оскорбление общественной морали" был оштрафован на 6000 рейхсмарок. Государственные меры, однако, не подействовали, и он по-прежнему работал для коммунистических изданий, иллюстрировал революционную литературу и создавал декорации для инсценировки Эрвина Пискатора "Швейк". С середины 20-х Грош посвятил себя написанию портретов. В этих работах, несмотря на их карикатурную заостренность, наметился поворот к реалистической манере изображения. Самой известной работой этого периода стала картина "Столпы общества" (1926).

1933: Эмиграция. За несколько дней до захвата власти национал-социалистами Грош уехал в Нью-Йорк. Однако на новом месте заказов у художника не было. Грош не чувствовал себя причастным к тому, что происходило в американском обществе, однако следя за происходящими в Германии событиями, он утратил веру в "искусство как средство пропаганды". Он сосредоточился на изучении работ старых мастеров и ограничился картинами на самые традиционные сюжеты. С 1938 (в этом году он был официально лишен немецкого гражданства) у него начали появляться перекликавшиеся с творчеством Питера Брейгеля и Иеронима Босха апокалиптические картины, в которых он иносказательно критиковал современное ему общество. Последними работами Гроша были "склеенные картины", которыми художник предвосхитил появление поп-арта. В 1954 Музей Уитни в Нью-Йорке устроил ретроспективу работ Гроша. Свое возвращение в Германию (1959) Грош рассматривал как личное поражение, несмотря на признание его работ. В том же году 65-летний художник, давно злоупотреблявший алкоголем, умер, задохнувшись после падения.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?