Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Вольс

Вольс (27.05.1913-01.09.1951) - немецкий художник и фотограф, родоначальник неформального искусства. Вольс часто работал в состоянии, подобном трансу, выплескивая на полотно ассоциативные отражения своих ощущений и чувств.

Вольс родился в Берлине под именем Альфреда Отто Вольфганга Шульце в семье мелкого служащего. Незадолго до получения аттестата зрелости младшему Шульце пришлось уйти из гимназии после того, как он чересчур горячо вступился за одноклассника-еврея (1931). Друг семьи предложил ему место концертмейстера, однако вместо предложенной работы он поступил в школу навигации, затем работал в автомастерской и наконец стал помощником фотографа.

1933-1935: Пребывание в Испании. В 1932 Шульце несколько месяцев изучал антропологию в Институте Африки во Франкфурте-на-Майне. После короткого пребывания в школе "Баухаус" в Дессау он уехал из Германии, опасаясь напряженной политической ситуации. Он поселился в Париже, где стал работать фотографом под художественным псевдонимом Вольс (сокращение от "Вольфганг Шульц") и где завязал контакты с сюрреалистами. В 1933 он и его подруга Грети уехали в Испанию. После того как Вольс отказался подчиниться приказу о призыве на трудовую службу в Германию, он по требованию немецкого консула в Барселоне был арестован и выслан во Францию безо всяких документов. В 1937 Вольс стал официальным фотографом Всемирной выставки в Париже. Сдержанная деловитость, выработанная им в "Бауха-усе", увязывается в его работах с мрачными, сюрреалистическими элементами.

1939: Первые рисунки. Вскоре после начала второй мировой войны Вольс был интернирован, поскольку проживал во Франции нелегально. За время годичного заключения он создал ряд рисунков тушью и акварелью, выполненных на крошечных клочках бумаги. Так появилась серия "Города", в которой он с помощью тонких штрихов изобразил безлюдные площади, аллеи и улицы, которые явились отражением мира его грез. После того как в 1940 Вольс вступил в брак с Грети, его освободили, поскольку она была французской подданной. Супружеская пара жила в условиях безденежья и в постоянном страхе перед немецкими оккупационными войсками в Касси и в Монтелимаре.

Вольс, который за время заключения пристрастился к алкоголю, разработал собственный, так называемый "психически-автоматический сюрреализм" и полностью полагался на интуицию, которая "двигала его пальцами". В его работах начала 40-х можно распознать кристаллы, звезды, фаллические символы и микробоподобные формы.

Он ограничивался в основном малыми форматами, поскольку написание "больших" картин, по его мнению, было сродни "гимнастике" и означало для него проявление "излишнего честолюбия". Отправным пунктом рисунков Вольса был чаще всего какой-то предметный мотив, который он рассматривал, помещая в плоскость своих личных ситуаций. Так, во многих работах у него встречается изображение бутылки - иногда как предмета, который оказывает на зрителя эффект значимого образа, иногда как разливающейся во все стороны сущности с вписанными в нее автором символами.

1945: Первая выставка. По окончании войны Вольс вернулся в Париж. В галерее Рене Друэна состоялась первая выставка (1945), на которой были представлены его рисунки тушью. Сам Вольс не принимал личного участия в этом мероприятии, однако молодое поколение художников благодаря этому событию имело возможность познакомиться с новыми идеями в живописи. Результатом было возникновение ташизма и неформального искусства. С финансовой точки зрения выставка оказалась для Вольса бесполезной, важнее было другое: он увидел поддержку, которая оказывалась его искусству - так, одним из его художественных покровителей стал писатель-экзистенциалист Жан-Поль Сартр. Впоследствии художник постоянно получал заказы на иллюстрации к книгам, в том числе заказы на рисунки к публикациям Антонина Арто и Жана Польэна.

После 1945: Большие форматы. Начиная с 1945 Вольс выбирал для своих картин только большие форматы. Плоскость картины он определял как "резонатор" своего восприятия, принося в жертву каждой работе кусок своего существования. Так как предметное искусство более не могло привести его к новым творениям, он стал одурманивать себя алкоголем и наркотиками. Используя тушь и акварель, он создавал так называемые "психограммы" - переплетения из линий и цветовых пятен, которые часто напоминают раны, травмы и разрушения (например, "Композиция", 1947). Он стал давать своим работам предметные названия- например, "Птица" (1949), "Око Божие" (ок. 1949) или "Синий призрак" (1951).

Вольс жил и работал в дешевых гостиничных номерах, заваленных штабелями пустых бутылок из-под рома. В 1950 состоялась его первая нью-йоркская выставка, а на следующий год после курса лечения воздержанием 38-летний художник умер от отравления мясом.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?