Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Франческо Фонтебассо - живописец второй половины XVIII века

Творчество великих новаторов Риччи, Пьязетты, Тьеполо, Пеллегрини накладывает сильный отпечаток на развитие венецианской живописи и второй половины XVIII века. Исторические художники и живописцы-декораторы, как правило избирают себе за образец какого-либо большого мастера и на свой индивидуальный лад развивают дальше его достижения. Однако значение их и руководящая роль в европейском искусстве постепенно ослабевают, и в самой Италии монументальная живопись все больше теряет свое господствующее положение. Но второй половине столетия центр тяжести в искусстве все заметнее перемещается в сторону буржуазных жанров, на передний план все сильнее выдвигаются жанровые картины, ведуты, пейзажи; живопись избирает своей темой новые предметы, ее наполняет новое содержание.

Лучшие из исторических живописцев этой эпохи представлены в нашем Музее, причем среди их работ имеется немало выдающихся творений. Так, собранию будапештского Музея изобразительных искусств принадлежит полное живописное украшение одного венецианского зала работы Франческо Фонтебассо.

Франческо Фонтебассо (1709 - 1769), ученик Себастьяно Риччи был самым значительным представителем венецианской монументальной живописи второй половины XVIII века. Для его фресок и крупномасштабных полотен, украшавших дворцы и виллы в Венеции и ее окрестности, обычно характерны богатый архитектонический задний план и эффективное театральное размещение в плоскости картины. В основном он пишет те же темы, что и Риччи, Пеллегрини или Тьеполо, однако в его более академической, гладкой передаче греческие героические эпосы, мифологические сцены, аллегории и легенды звучат более холодно и успокоенно.

Фигуры его тяжеловеснее, а группировка их - статичнее, в них отсутствуют свободный размах, игривая оживленность, свойственные большим венецианским мастерам, но тем больший вес в его картинах приобретают блестящая внешняя форма, богатые драпировки, ораторские жесты и общий праздничный облик.

Уверенно владея рисунком, Фонтебассо удачно разрешает и столь большие композиции, как находящаяся в Будапеште восьмиметровая картина «Великодушие Сципиона» или сходная по содержанию, также показывающая образец жертвенности картина «Антиох и Стратоника». Серию его работ, во второй половине XIX века украшавших дворец Бернарди в Венеции, дополняют потолочная картина «Жертвоприношение Ифигении» и несколько картин на мифологические сюжеты, выполненных на золотом фоне, в манере, напоминающей барельеф по камню.

Франческо Фонтебассо. Антиох и Стратоника

Фонтебассо. Антиох и Стратоника

Франческо Фонтебассо. «Антиох и Стратоника», фрагмент. 319 х 845 см. Вместе с парной к ней картиной «Великодушие Сципиона», потолочной картиной «Жертвоприношение Ифигении» и четырьмя работами в стиле гризайль поступила от будапештского частного владельца. Между 1869 и 1872 годами находилась в собственности Пьетро Наратовича во дворце Бернарди в Венеции (установлено А. Пиглером). Две большие настенные картины (эскизы к ним хранятся в каунасском Музее Чюрлёниса) приписывали раньше кисти Тьеполо, потолочную картину - Грегорио Лаззарини.

Король Селевк, обнаружив, что его сын Антиох болен от любви к мачехе, Стратонике, отказался в его пользу от жены. Художники ХVII и ХVIII веков эту заимствованную из Плутарха историю, так же, как и эпизод из жизни Сципиона Африканского, который отдал нетронутой жениху красивую карфагенскую девушку, полученную им в качестве военной добычи, изображали как пример человеческого великодушия. У венецианских художников оба сюжета встречаются довольно часто, обычно в сопровождении подходящей по содержанию потолочной картины.

Франческо Фонтебассо. Великодушие Сципиона

Фонтебассо. Великодушие Сципиона

Франческо Фонтебассо. «Великодушие Сципиона», фрагмент. 325 х 785 см.

Франческо Фонтебассо. Явление Марии святому Иерониму

Фонтебассо. Явление Марии святому Иерониму

Франческо Фонтебассо. «Явление Марии святому Иерониму». 30 х 22 см. Приобретена у Жигмонда Ормоша перед 1868 г.

Эту тему - Мария в окружении ангелов предстает перед святым Иеронимом, искупающим свою вину в пустыне, - Фонтебассо разрабатывал неоднократно. Живописные варианты ее, сходные с будапештской картиной и находящиеся в Париже (Лувр), Вене (собрание Босси) и Падуе (Музей Чивико), а также два рисунка, хранящиеся в Болонье, отличаются друг от друга только по группировке. Святой или молится сидя, или отдыхает, опираясь на книгу, или следит за львом, или просто устремляет взгляд вдаль, или же - как на нашей картине - навеки успокоившись, мертвый лежит на циновке с крестом на груди. Весьма вероятно, что все эти крошечные - некоторые квадратные - работы были частями одной серии картин, предназначенной для раздачи верующим в качестве образков.

Огромные по размерам, образующие единый ансамбль будапештские картины относятся к самым значительным произведениям Франческо Фонтебассо. Широкая, свободная группировка с богатым архитектурными элементами задним планом, торжественное шествие действующих лиц, широкие жесты, великолепные драпировки, пестрота и обилие деталей оформления - все свидетельствует о том, как прекрасно усвоил Фонтебассо уроки своего учителя Себастьяно Риччи и как умело он использовал пример крупнейшего живописца своего времени Тьеполо. Однако Фонтебассо театральнее обоих своих учителей, работы его, в том числе и будапештские, производят впечатление настоящих больших театральных сцен. Не исключено, что и Фонтебассо, подобно многим другим венецианским художникам, был тесно связан с театром, работая в качестве декоратора.

Клара Гараш, 1977 г.

Библиотека » Сеттеченто - венецианская живопись ХVIII века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?