Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Джованни Баттиста Тьеполо - венецианский живописец

Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770), самый гениальный мастер рассматриваемой эпохи, объединяет в своем творчестве все своеобразие и все достоинства живописи венецианского сеттеченто. Помимо влияния своего учителя, Грегорио Лаззарини, он испытал на себе воздействие, в первую очередь, Себастьяно Риччи и Пьязетты, но вскоре перерос их и создал свой индивидуальный, неповторимо богатый и мощный художественный язык.

Тьеполо был прежде всего историческим живописцем, темами для его произведений служили преимущественно древние мифы и христианские легенды, но писал он и жанровые картины, и резко характерные портреты. Тьеполо играл господствующую роль в художественной жизни Венеции. Со времени основания в 1756 году Академии художеств он был ее президентом и участвовал в работах по украшению наиболее значительных венецианских церквей и самых красивых дворцов Венеции и ее окрестностях. Не только в Северной Италии, но и в других европейских странах его ценили прежде всего как декоратора и мастера фресок. Свои наиболее значительные произведения он создал в Германии, в Вюрцбурге и в Мадриде, где жил последние годы пород смертью. Немецкие князья, шведский король и русская царица состязались в приобретении его картин.

«Он поразительно быстр, искусство его полно одухотворенности и огня, а колорит сверкает», - пишет о Тьеполо граф Тессин, пытавшийся заполучить художника для шведского двора. «На его картинах все, даже последний нищий, наряжены в богатые одежды. Но ведь такова теперь мода в большом свете», — добавляет Тессин. Работы Тьеполо с их декоративной пышностью, напряженным динамизмом, возвышенным и одновременно очень человечным способом выражения удовлетворяли господствовавшим требованиям времени, оставаясь при этом на самом высоком художественном уровне. Современники не уставали восхвалять их богатое сказочное построение, сверкание красок и красноречивую выразительность.

Обе находящиеся в Будапеште картины Тьеполо - характерные и значительные произведения.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Непорочная дева и шесть святых»

Созданная в Венеции и через собрание Пиркера попавшая в музей «Непорочная дева и шесть святых», с парящей в облаках фигурой Марии, была создана, вероятно, для какого-либо братства милосердия.

Тьеполо. Непорочная дева и шесть святых

Джованни Баттиста Тьеполо. «Непорочная дева и шесть святых». 72,8 х 56.Получена в дар от Яноша Пиркера в 1836 г.

По малым размерам картины н тщательности исполнения можно предположить, что она служила алтарным образом в часовне. Как по композиции и живописной, но все же едва лишь намеченной архитектуре заднего плана, так и по способу изображения и чистому, сверкающему колориту картина родственна произведениям Тьеполо тридцатых годов и относится к типам изображений, которые художник в то время неоднократно использовал повторно.

В эпоху венецианского чинквеченто мадонну с младенцем Иисусом изображали обычно в земном окружении, на фоне выписанного на заднем плане пейзажа, в обществе непосредственно окружающих ее святых. Эпоха барокко на свой лад изменила этот тип картины на сюжет «santa conversatione»: мадонна является перед святыми, размещенными в земной части картины, парящей в высоте, в облаках. Художник, как это видно из будапештского полотна и целого ряда изображений на эту тему, стремится дать почувствовать зрителю, что здесь происходит явление, видение, и создать связь между небесной и земной сферами. Будапештская картина, по всей вероятности, была создана для какого-либо братства милосердия. По неуловимо растворяющейся, исчезающей архитектуре, сверкающим чудесной чистотой цветам и гармонии всего построения картина родственна произведениям Тьеполо 1737— 1740 годов. Она могла быть создана в одно время с картиной для церкви Джесуати и потерянным алтарным образом, изображающим святого Августина, из церкви Сан Салваторе (см. на находящемся в Мюнхене рисунке фигуру св. Людовика, аналогичную фигуре на нашей картине).

Джованни Баттиста Тьеполо. Святой Иаков старший побеждает мавров

Большой алтарный образ, изображающий апостола святого Иакова старшего — одна из картин, которыми особо гордится Музей. Это полотно принято относить к последним произведениям художника. Долгое время его считали одним из алтарных образов замковой церкви в Аранхуэсе, созданным во время пребывания Тьеполо в Испании, в период с 1767 по 1769 год. Однако документы опровергли это предположение. Согласно им, картина никогда не находилась в Аранхуэсе, и хотя гравюра Доменико Тьеполо свидетельствует о том, что картина была в Мадриде, не доказано, что художник создал ее в Испании. Предположительно она аналогична полотну, написанному Тьеполо еще в 1757 году в Венеции по заказу испанского посла в Лондоне, которое неискушенный в испанской иконографии венецианский автор хроники упоминает как изображение св. Георгия. Характер живописи, ее широкий размах, захватывающий монументализм, округленные и все же полные силы фигуры действительно лучше соответствуют стилю венецианского периода, чем более расслабленному и драматически более экспрессивному способу выражения, характерному для художника десятью годами позже.

Джованни Баттиста Тьеполо. Святой Иаков старший побеждает мавров

Джованни Баттиста Тьеполо. «Святой Иаков старший побеждает мавров». 317 х 163. Поступила в 1870 году с собранием Эстерхази, куда попала из собрания датского посла в Мадриде графа Эдмунда Бурке.

В будапештском Музее изобразительных искусств находится также гравюра по меди с этой картины работы Д. Доменико Тьеполо и графическая копия головы в его же исполнении.

Ha основе ошибочной атрибуции картину считали алтарным образом, изготовленным в 1767-1769 годах для монастырской церкви в Аранхуэсе. Но в действительности, согласно достоверным данным, Тьеполо по заказу короля Карла III писал в Аранхуэсе алтарные образы святых Паскаля, Антуана Падуанского, Петра Алкантарийского, Карла Борромея, Франца Иосифа и Иммакулаты. Картины эти, частично поврежденные, сохранились (Мадрид, Прадо; Аранхуэс) или же известны нам по этюдам. Однако среди сделанных для Аранхуэса работ изображения святого Иакова нет и не было. Согласно надписи на гравюре по меди, выполненной Доменико Тьеполо, будапештский алтарный образ находился в Мадриде, где его, вероятно, и приобрел граф Бурке, со всей испанской коллекцией которого он позже попал в собрание Эстерхази. Вероятно, будапештская картина идентична картине, написанной Тьеполо в 1757 году в Венеции по заказу испанского посла в Лондоне, которую считали изображением святого Георгия. Во всяком случае это полное драматизма полотно, со своей монументальной простотой построения и сверкающими белыми, синими а красными красками — одно из самых значительных и самых привлекательных творений художника.

Клара Гараш, 1977 г.

Библиотека » Сеттеченто - венецианская живопись ХVIII века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?