Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Джованни Баттиста Питтони - венецианский живописец

Джованни Баттиста Питтони (1687 - 1767) – венецианский живописец, ученик Франческо Питтони. В отличие от Пьязетты, который шел своим особым путем, Джованни Баттисту Питтони, также работавшего в области станковой живописи, характеризует дальнейшее органическое развитие венецианских традиций и удачное приспособление к общепринятому вкусу. Он не путешествовал подобно другим живописцам-декораторам за границей, а всю свою жизнь работал в Венеции и Северной Италии. Однако произведения его были ценимы по всей Европе, и он писал по заказам испанского короля, саксонского и кёльнского курфюрстов и других владык.

Его несколько театральные, но превосходно построенные классические исторические сцены и изящно утонченные изображения святых имели огромный успех. «В отличие от моего мнения, одним из лучших считают исторического художника Питтони», — говорит о нем наблюдательный Алгаротти и метко замечает: «Я видел у него столь длинные сидящие фигуры, что они поистине не могли бы встать».

Джованни Баттиста Питтони. Святая Елизавета Венгерская раздает подаяние

Безусловно, для фигур Питтони характерна некоторая неестественность, манерность в духе рококо, и нам кажется, что богатая организация пространства, великолепный рисунок и свежий колорит не всегда компенсируют недостаточную выразительность и то обстоятельство, что художник без всякого стеснения постоянно повторяет свои собственные композиции, группировки, типы. Так, в бесчисленных вариантах и копиях сохранилось одно из наиболее популярных его произведений «Святая Елизавета Венгерская раздает подаяние».

Джованни Баттиста Питтони. Святая Елизавета Венгерская раздает подаяние

Джованни Баттиста Питтони. «Святая Елизавета Венгерская раздает подаяние». 72 x 42,5 см. Приобретена у частного владельца из города Печ в 1927 г.

Небольшая, яркая по живописи картина представляет собой эскиз к алтарному образу, написанному Питтони в 1734 году по заказу кёльнского курфюрста Клеменса Августа для мергентхеймской замковой часовни немецкого рыцарского ордена. По множеству сохранившихся вариантов и копий (Аугсбург, Городской музей; Бремен, Кунстхалле, частные собрания в Мюнхене и Зальцбурге) можно заключить, что данное произведение Питтони пользовалось необычайной популярностью и в кругу немецких австрийских художников нашло немало подражателей.

Джованни Баттиста Питтони. Питтони. Святая Елизавета Венгерская, фрагмент

Джованни Баттиста Питтони. «Святая Елизавета Венгерская раздает подаяние. Фрагмент».

Над четырехугольником, образуемым неплотно стоящими, коленопреклоненными, сидящими и лежащими фигурами, по центральной вертикальной оси картины победно высится фигура золотоволосой королевской дочери в белом одеянии. Ее распростертые руки заключают замкнутый круг группы голодающих, сплотившихся на переднем плане. Движения изящны и утонченны, пропорции удлиненные, цветовая гамма, как и вообще Питтони, светлая, с преобладанием светло-синего и лимонно-желтого цвета.

Будапештский экземпляр, исходя из свежести мазка и живости способа выражения, следует считать оригинальным эскизом крупного живописного творения, изготовленного в 1734 году для алтаря часовни в Мергентхейме.

Джованни Баттиста Питтони. Святое семейство

Известно несколько вариантов и другой находящейся в Будапеште композиции Питтони — «Святое семейство» (репр. 12).

Питтони. Святое семейство

Джованни Баттиста Питтони. «Святое семейство». 38,5 х 46,5. Приобретена у частного владельца в Будапеште в 1952 г.

Подобно предыдущей картине, к этому полотну Питтони также сохранилось множество вариантов. Художник первоначально запечатлел сцену в виде алтарного образа с изображением фигур во весь рост (Ровиго, Академия деи Конкорди; Лондон, Национальная Галерея и др.). Однако вскоре Мария, кротко взирающая на младенца, покоящееся на белом покрывале дитя и дремлющий на переднем плане Иосиф, стали персонажами самостоятельной картины, исполненной во многих вариантах. На вытянутых в горизонтальном направлении вариантах (Веймар, Дворцовый музей; Венеция и др.) участники сцены приближены к зрителю, а общее впечатление от картины лиричное и проникновенное. Современник и биограф художника, Занетти, подчеркивает невыразимое очарование произведений Питтони, а это очарование, нежность выражения, чистое сверкание красок характеризует и будапештское полотно.

Джованни Баттиста Питтони. Святой Рок

Скромнее, незначительнее два небольших изображения святого Рока, бывшие в свое время популярными образками, которые братство св. Рока раздавало верующим.

Питтони. Святой Рок

Джованни Баттиста Питтони. «Святой Рок». 42 х 32. Поступила из наследства Калмана Перлаки в 1901 году. Сохранилась надпись: «Di Gio Batta Pitoni Detto Pittoncin 1727».

Как доказал Андор Пиглер, подобно другому будапештскому изображению св. Рока работы Питтони, эта работа из собрания Пиркера с поясным изображением святого была написана для раздачи верующим от имени братства св. Рока. Вместе со многими подобными картинами – нам известны работы на эту тему Тьеполо, Пьязетты, Дизиани и других – она выставлялась в августе в день праздника братства перед Скуола ди Сан Рокко. Вероятно, там приобрел эту картину в 1736 году граф Тессин, сообщавший о своей покупке в письме в Стокгольм. Сходное с будапештским изображение св. Рока работы Питтони находилось, согласно источникам, в конце XVIII века в собрании Сильвестри в Ровиго (I. Rovigo, Accademia dei Concordi).

Клара Гараш, 1977 г.

Библиотека » Сеттеченто - венецианская живопись ХVIII века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?