Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой.

Прощание Гектора с Андромахой
Владимир и Рогнеда
Портрет актера Волклва

У древних греков был великий поэт Гомер. В его поэме "Илиада" рассказывается о событиях давнего времени. Полчища врагов подступили к стенам города Трои. Вождь троянцев Гектор собирается начать бой. У городских ворот он прощается со своей женой, Андромахой. Она держит на руках маленького сына и умоляет мужа остаться дома: "Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою..." Но для Гектора свобода родного города дороже собственного счастья и собственной жизни. Он бросается на врагов и погибает.

Картину "Прощание Гектора с Андромахой" написал Антон Павлович Лосенко.

То, что изобразил художник, происходило три тысячи лет назад в Древней Греции. Но картина Лосенко была близка русским зрителям. Она учила их тому, что важно во все времена: любить родину больше всего на свете.

Антон Лосенко был сыном крестьянина. Он рано остался сиротой. Мальчик очень любил петь и голос имел хороший. Однажды его пение услышал чиновник придворного хора. Он увез семилетнего Антона в Петербург и отдал в певчие. Но через несколько лет юный певчий потерял свой приятный голос. Лосенко очень огорчался. Ему казалось, что жизнь его устроена, а теперь все надо было начинать сначала. Придворные чиновники решили отправить юношу "в обучение живописи" - авось хоть маляр из него выйдет. И тут обнаружилось, что неудачный певчий - необыкновенно одаренный художник. Лосенко потерял голос и нашел свою настоящую судьбу.

Лосенко писал картины о прошлом и стал нашим первым историческим живописцем. Он написал первую картину из русской истории. На ней изображен князь Владимир, который захватил город Полоцк и явился к полоцкой княжне Рогнеде, чтобы взять ее в жены. Событие, которое увлекло художника, произошло тысячу лет назад.

Картины Лосенко похожи на сцены из театральных представлений. Комната Рогнеды или площадь в Трое напоминают декорации. Пышные и яркие костюмы героев тоже напоминают театральные. Люди в жизни более сдержанно выказывают свои чувства, чем на картинах Лосенко. Но современники художника были в восторге от его полотен. В тогдашнем журнале писали, что картины Лосенко "приводят зрителей вне себя". Ведь никто до него не писал таких.

И сам художник и его первые зрители любили ходить в театр. Они смотрели трагедии, которые рассказывали о событиях прошлого. Артисты выходили на сцену, наряженные в роскошные одежды. Богатые декорации изображали дворцы и украшенные колоннами площади. Движения артистов были не такие, какие бывают в жизни. Свои чувства - любовь, радость, горе, гнев - они выражали преувеличенно. Если герой объяснялся в любви, он низко склонялся перед возлюбленной, прижимая ладонь к груди, как Владимир на картине Лосенко. Если он уходил в бой, он поднимал вверх руку, как поднял изображенный Лосенко троянец Гектор.

Артисты в трагедиях говорили величавыми словами, из которых были составлены торжественные стихи. Язык живописи, которым "говорил" Лосенко, был близок языку тогдашних трагедий. Лосенко дружил с лучшими русскими артистами. Он оставил нам портрет Федора Григорьевича Волкова, которого называют "отцом русского театра".

В старинной книге рассказывается, что Волков был очень умен, отлично образован и к тому же "был друг совершенный, великодушный, благородный". Он прославился как артист, но также "был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах". В книге описана и внешность Волкова: "Физиономию он имел важную, глаза быстрые, карие. С первого взгляда казался несколько суров и угрюм, но сие исчезало, когда находился он с хорошими своими приятелями..." Книга немало рассказала нам о великом русском актере. Но мы никогда не узнали бы его лица, если бы не кисть Лосенко.

Порудоминский В.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?