Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Симон Ушаков

Симон Ушаков
Симон Ушаков
Симон Ушаков

Работал в Москве художник Симон Ушаков. Писал иконы. Симон Ушаков старался лица на иконах и "всякую вещь" писать, "как в жизни бывает". Но это были попрежнему иконы. И оттого, что художник пытался сделать ангелов и святых

"живоподобными", похожими на обыкновенных людей, образы на его иконах становились грубее, тяжелее, им не хватало возвышенного чувства, чистой красоты.

Икона или картина

Московский Кремль. За Кремлевской стеной, возле Успенского собора, посажено высокое дерево. На его ветвях, как плоды,- круглые портреты людей, которые укрепляли Русское государство, приносили ему своими трудами силу и славу. На стене под деревом стоят царь Алексей Михайлович, царица с сыновьями. Кремлевские стены и башни написаны очень точно. Это Кремль, каким он был триста лет назад. И царь с царицей написаны "как в жизни". Сам Ушаков, по обычаю, назвал свое творение иконой, но мы можем считать его одной из первых русских картин.

Мастер-иконописец садился за работу и клал перед собой рисунок - изображение святого, каким он должен быть на иконе. Но вот художникам пришлось изображать не святых, а живых людей. Эти люди были все разные, и, конечно, заранее заготовленных рисунков на каждого из них не было. Человек становится перед художником, и тот старается перенести на доску или на холст его черты. Это называется - писать с натуры. А в старину говорили - писать "с живства".

Когда художник писал "с живства", такое письмо называли живописным.

Бывало, в мастерскую, где художники трудились над иконами, прибегал гонец, приносил приказ: мастеру такому-то велено спешить во дворец, дабы писать живописным письмом парсуну государя.

Что такое парсуна?

Название "парсуна" пошло от латинского слова "персона", то есть лицо. Позже вместо "парсуна" стали говорить "портрет". Первые парсуны еще походили на иконы. Мастера не сразу освободились от привычки видеть и изображать человеческое лицо по-старому. И все-таки с каждой парсуны смотрит на нас живой человек, которого не спутаешь ни с каким другим.

Изображение царя Ивана Грозного похоже на "словесную парсуну", которая сохранилась в старинной рукописи: "Царь Иван образом нелепым (то есть некрасивый), очи имея серы, нос протягновенен и покляп (длинный и отвислый); возрастом (ростом) велик бяше, сухо тело имея, плещи (плечи) имея высоки, груди широки, мышцы толсты". А сын Ивана Грозного - царь Федор Иванович. Он был человек мирный, слабый, и это передано на парсуне.

Порудоминский В.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?