Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Репин. Портрет В. В. Стасова

Репин. Портрет В. В. Стасова

Едва не каждый день появлялся на Первой передвижной известный критик Владимир Васильевич Стасов. Высокий, широкоплечий, с задорно встрепанной бородой, он был похож на могучего сказочного богатыря. И голос у него был богатырский - громовый. Он шумно восхищался то одной картиной, то другой, радостно здоровался с друзьями-художниками, сердито отчитывал противников нового русского искусства. Плохо приходилось всякому, кто говорил при Стасове, что картины про мужиков нельзя считать настоящим искусством или что древние развалины живописнее, чем русское село.

"Настоящее искусство смотрит во все глаза на то, что совершается вокруг нас,- говорил Стасов.- А вокруг нас живет, трудится, бедствует народ. Значит, героями картин должны быть не шестикрылые ангелы, не цари, древние и нынешние, не графы и маркизы, а мужики, рабочие, чиновники, художники, ученые". И прибавлял: "Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома". Вот почему так дороги были Стасову картины передвижников. Он писал радостно: "Товарищество! Как они хорошо себя назвали, какими добрыми товарищами стоят все рядом!"

Владимир Васильевич был для художников-передвижников верный и надежный друг. В статьях и речах он горячо отстаивал их искусство. Он помогал товарищам-художникам обдумать новую картину, обсуждал с ними каждую ее подробность, не жалея времени, добывал для них нужные материалы - книги, исторические сведения, описания жилищ, одежды, оружия. Но больше всего помогала художникам глубокая вера Стасова в то, что их искусство очень нужно людям. Он без конца увлекал друзей новыми мыслями, не давал им успокаиваться, останавливаться, тормошил их, будоражил, требовал: "Работайте, работайте! Это очень нужно, очень важно!" А для человека самое главное - чувствовать, что дело, которое он делает,- хорошее, нужное, важное дело.

Стасов происходил из старинного рода. Рассказывают, что после Куликовской битвы, когда русские победили монголо-татарских завоевателей, один из предков Владимира Васильевича охранял уснувшего под деревом московского князя Димитрия Донского, предводителя русского войска. На гербе Стасовых нарисованы рука в латах и якорь - знаки верности и надежды. Друзья Стасова говорили, что это очень подходящий герб для Владимира Васильевича: он верно охраняет русское искусство, заботится о нем с великой надеждой. А художники придумали для Стасова новый герб - нарисовали шпору и зажигательное стекло. Они объяснили: "Владимир Васильевич будто шпорой подгоняет искусство вперед и обладает удивительным даром зажигать других".

Порудоминский В.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?