Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Павел Федотов

П.Федотов. Как люди ходят
П.Федотов Как люди садятся

Павел Андреевич любил бродить по городу, заглядывал в набитые народом лавки, толкался в рыночной толпе, пил чай в душных, гомонящих трактирах. Он беседовал с дворниками, разносчиками, служанками, кухарками, солдатами, сторожами, со своими соседями - огородником, слепой девушкой и старым моряком в фуражке с оторванным козырьком.

Встречаясь с людьми, художник думал об их судьбе, вглядывался в их лица, движения, старался обнаружить, как в лицах и движениях людей выказывается их жизнь, чувство, настроение.

У Федотова есть такие рисунки: "Как люди садятся", "Как люди ходят", "Как люди причесываются", "Озябшие и продрогшие".

Какой-то зритель в восторге от того, как правдива и выразительна каждая фигура на полотнах Федотова, воскликнул:

- Как хорошо и как просто!

- Будет просто, коль напишешь раз со сто! - отвечал оказавшийся рядом Федотов.

У Федотова есть рисунок "Смерть Фидельки". Умерла любимая барынина собачонка. Барыня от огорчения слегла в постель. Дом полон народу. Хлопочут врачи, приживалки, слуги. Скульптор сочиняет для собаки роскошный надгробный памятник. Художник пишет последний портрет Фидельки. Художника Федотов нарисовал похожим на себя. Этот рисунок, как многое у Федотова, вместе смешной и грустный. И самое грустное - помещенный на первом плане художник с лицом самого Федотова. За кусок хлеба искусство вынуждено служить богачам.

Другой рисунок называется "Старость художника". Убогая, грязная комната с давно остывшей печью. Выбитое окно заткнуто подушкой. Под потолком на протянутых веревках сушится белье. В отворенном шкафчике для провизии хоть шаром покати. Дети художника оборванны, полуодеты. Младший ребенок только что умер. Старик художник, закутанный в поношенную шинель, сидит у мольберта. Его голова обмотана полотенцем. Он пишет вывеску. Нарисованная еда страшно и нелепо выглядит в комнате, наполненной голодными бедняками. И снова несчастным художником Федотов изобразил самого себя.

Павел Андреевич не дожил до старости. Жизнь не баловала его. Он знал бедность, голод. Его жилищем был развалившийся домик на окраине Петербурга. Мастерская была холодная. Работая, Федотов обматывал голову шарфом, надевал тулуп, поверх него армейскую шинель. За стеной беспрерывно кричали и плакали соседские дети. Но Павел Андреевич приговаривал: "Не променяет птица осиновую ветку на золотую клетку".

Он никогда не жаловался на тяготы собственной жизни. Его печалила несправедливая и неустроенная жизнь вокруг. Ему хотелось своим искусством учить людей добру и правде. Но его рисунки запрещали печатать, а картины богатые люди не покупали или платили за них очень мало. На выставке возле картин Федотова всегда стояла толпа, а царь не захотел купить ни одной его работы. Зато он приобрел пятнадцать "портретов" скаковых лошадей.

Федотов не желал в угоду господам писать портреты лошадей и Фиделек. Он видел страдания настоящего искусства и предпочитал страдать вместе с ним, но не предавать и не продавать его.

Порудоминский В.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?