|
||
Тулуз-Лотрек. Выставка на улице ФорестПока Лотрек проводил время среди лесбиянок (кстати, он очень скоро к ним остыл), Жуаян готовил к январю 1896 года новую большую выставку работ Лотрека. Жуаян уже два года сотрудничал с Мишелем Манзи, специалистом по хромотиполитографии, который тоже работал у "Буссо и Валадон". Жуаян и Манзи выставили произведения Лотрека в небольшом затененном акациями здании XVIII века на улице Форест, 9, который принадлежал галерее. На этой выставке было показано много разных произведений - живопись, плакаты и литографии, но работы, посвященные домам терпимости, не экспонировались. Лот рек не хотел скандала, споров по поводу "выбранных им сюжетов и тем" и потому отказался демонстрировать их широкой публике, но попросил развесить отдельно, на втором этаже, в двух маленьких комнатах, "обитых красным и зеленым бархатом и обставленных желтой мебелью". Ключ от этих комнат он взял и разрешил подниматься туда только нескольким избранным, достойным, по его мнению, "витютня с оливками". Естественно, что эти таинственные комнаты привлекали на улицу Форест массу любопытных, но Лотрек был непоколебим. "Ничего не продается", - заявил он торговцам, которые не замедлили явиться. Жизнь показала, что Лотрек был прав. Выставка, хотя на ней и не были представлены самые смелые его работы, все же вызвала много толков. Большая часть этих произведений теперь находится в музее Альби и никого не шокирует. "Цинизм", "непристойность" - эти слова не сходили с уст. Дело дошло до того, что Гюстав Жеффруа счел нужным вмешаться и напечатал в "Журналь" пространную статью, где рьяно защищал художника. "Тот, кто поедет на улицу Форест, - писал он, - не пожалеет о потраченном времени, если он ценит острую наблюдательность, размах рисунка, гармонию света, приглушенные и богатые краски". Отвечая на нападки хулителей Лотрека, Жеффруа не побоялся опереться именно на те произведения художника, которые тот не выставил для широкого обозрения. Цинизм? Непристойность? "Нет, у меня не создалось такого впечатления. Здесь господствует стремление к правде, и она выше праздного любопытства и предвзятости обывателей. Не прибегая ни к фантасмагории, ни к кошмарам, отбросив ложь, руководимый одним твердым желанием - показать правду, Лотрек дал удручающую картину страданий и порока, предельно обнажив одну из язв нашего общества, язв, которые прикрывает ширма цивилизации. Никогда еще никто не разоблачал так трезво, с таким полным горечи спокойствием почти детское плутовство этих женщин с наивными лицами, их тупость, животное отсутствие мысли, а также, что еще печальнее, - потерянную возможность для многих и многих из них жить счастливо, благополучно и просто..." Выставка на улице Форест явилась ярким доказательством мастерства Лотрека. Его холсты и картины начали пользоваться большим спросом. Появились подделки (уже в 1895 году художник был вынужден распорядиться, чтобы изъяли подделки), что, бесспорно, свидетельствовало об успехе Лотрека. Разве после этой выставки такой крупный коллекционер, как банкир Исаак де Камондо, может не иметь в своем собрании Лотрека? Он колеблется - и все же наконец покупает за пятьсот франков один из портретов Ша-Ю-Као. В 1914 г. этот портрет попал в Лувр в числе других даров Камондо. Для сравнения отметим, что полотно Ван Гога на аукционе картин папаши Танги в июне 1894 г. было отдано за тридцать франков, 4 работы Сезанна на его выставке у Воллара, которая состоялась за несколько недель до выставки Лотрека, в конце 1895 г., шли по цене от десяти до семисот франков. Исаак де Камондо собирал картины не столько из любви к искусству, сколько из желания похвастаться. По воскресеньям он принимал у себя, на улице Глюк, гостей, показывая им бесчисленное количество собранных им произведений искусства, коллекцию японских эстампов и живописи, произведения Мане, Моне, Дега. В одно из воскресений Лотрек пошел к банкиру. Каково же было его возмущение, когда в ответ на просьбу показать ему две превосходные картины Мане его направили в умывальную комнату. "Свинья!" - негодовал Лотрек. На плиточном полу валялись носки. Лотрек подобрал их, свернул в комок: "Ах, сукин сын, он моет ноги, глядя на "Лолу" и "Флейтиста"... По словам Жуаяна, портрет Ша-Ю-Као тоже был отправлен в уборную.
Пeppюшo A. Библиотека » Жизнь Тулуз-Лотрека
|