|
||
Группа Малого бульвараКормон, оставив лишь несколько учеников, снова открыл свою мастерскую. Лотрека в списке исключенных не было, но тем не менее он мало пользовался благосклонным отношением к нему учителя. Отныне его жизнь как художника проходит за стенами мастерской Кормона. Случалось, правда, что он ковылял и туда, но редко. Зимой 1886-1887 годов его дружная компания, в которую входили Анкетен, Бернар и Ван Гог, работала очень плодотворно. Анкетен после возвращения из Ветёй, куда он ездил повидаться с Моне (эта встреча принесла ему лишь разочарование), увлекся дивизионизмом Сера, который в августе и сентябре снова выставил свою "Гранд-Жатт" в Салоне независимых. Бернар, вернувшись из Бретани, тоже объявил себя приверженцем дивизионизма и, подражая Сера, тут же набросал несколько пейзажей Аньера. Но вскоре он резко изменил свою манеру письма. Бернар показал свои работы на небольшой выставке художников в Аньере. Туда приехал Синьяк, неутомимый проповедник дивизионизма, и пригласил Бернара в свою мастерскую на площади Клиши. Что произошло между ними? Это осталось тайной для всех. Но, во всяком случае, Бернар сразу же отказался от принципов Сера и Синьяка и избрал для себя прямо противоположную теорию. Надо добиваться, говорил он, индивидуального упрощения и яркого колорита, цвета большими плоскостями, синтетического и обведенного контуром. Японские эстампы, партию которых купил Ван Гог на набережной в Антверпене накануне своего отъезда во Францию, указывают, по какому пути надо следовать. Анкетен согласился с Бернаром, теперь он уже поносил дивизионизм: "Владея пастозной и литой поверхностью, которую дает масло, глупо писать какими-то конфетти и червяками". Делая эксперименты согласно своей новой концепции живописи, Бернар написал "Тряпичниц на мосту Клиши", а Анкетен - "Лодку под ветками". После этого Анкетен стал "синтезировать" еще больше и смелее. Заметив, что, если смотреть на пейзаж сквозь цветное стекло, получается совершенно определенный эффект, например, зеленое стекло создает впечатление зари, желтое - солнца, красное - сумерек, синее - ночи, он написал разными оттенками желтого "Жнеца", в голубых тонах.- "Авеню Клиши вечером". Какой художник! Все восторгались его мастерством. Бернар считал его одним из сильнейших. "Это настоящий художник!" - заявил о нем Лотрек, по мнению которого после Мане никто не обладал "столь высокими достоинствами". "Я бы мечтал писать так, как он". Ван Гог тоже чуть ли не плясал от восторга, особенно перед полотном "Жнец". "Великолепно! Великолепно!" - твердил он в упоении. Позже, в Арле, Ван Гог, вдохновившись полотном Анкетена, напишет "Жнеца" в своей манере. Анкетен был бы поражен, если бы ему предсказали тогда, что судьба его произведений в будущем - это полное безразличие к ним. В 1897 г. Синьяк сказал о нем: "Он хорошо владел ремеслом, был искусен, даже слишком искусен, и казался бы мощным, если не знать оригиналов, которым он подражал. Это добротная смесь Домье, Мане, Микеланджело, Ренуара и Дега. Десятая доля его таланта, будь она дана оригинальному художнику, могла бы сотворить чудеса" (из дневника Синьяка, опубликованного в "Газет де бозар" в апреле 1952 г.). Ван Гога возмущала официальная оппозиция новаторам, и он задумал устроить большую выставку, на которой будут представлены Анкетен, Бернар, Лотрек, он сам и еще несколько художников, в том числе его друг Гоген и один из его соотечественников - голландец Конинк. Их группа наконец заявит о своем существовании! Но где и каким образом раздобыть помещение? Винсент иногда ходил в рабочий ресторан на авеню Клиши, недалеко от "Ла Фурш", и ему пришло на ум, что огромный зал этого ресторана с великолепным освещением удивительно подходит для выставки. К тому же, решил человеколюбивый Ван Гог, это совсем неплохо - попробовать непосредственно воздействовать на благородное сердце "простого человека". Переговорив с хозяином, Ван Гог получил разрешение повесить на стены все картины, какие он пожелает. Итак, "Группа Малого бульвара" (так называл ее Винсент в отличие от группы импрессионистов, которую он именовал "Группой Большого бульвара", то есть бульвара Монмартра) весной представила свои произведения на обозрение посетителей ресторана. "Простой народ" принял их с изрядной долей недоумения и, хлебая суп и уплетая жареную картошку, отпускал иронические замечания по поводу этой новаторской живописи. Пришли посмотреть на выставленные картины и несколько художников и любителей живописи. А Бернару и Анкетену даже посчастливилось продать по одному холсту. Однако вскоре это предприятие лопнуло. Из-за неприязненного отношения к выставке посетителей ресторана между хозяином и Ван Гогом произошел резкий разговор. Голландец в бешенстве помчался за ручной тележкой и, свалив на нее все картины, увез их. "Малый бульвар" бесславно закончил свое существование. Пeppюшo A. |