Художник Илья Клейнер

Илья Клейнер. Уроки красоты

Я уверен, я убеждён, я точно знаю, что в каждом человеке дремлет свой недовостребованный Рафаэль. Повторяю – в каждом. Без исключения. Урок красоты, проведенный в моей мастерской со "взглядовцами" (Влад Листьев, Саша Политковский, Володя Мукусев) убедил меня наглядно в этом. Через час каждый из моих друзей вынес домой по картине, сделанной собственноручно, без моего прикосновения.

Но чтобы ещё более убедиться в правоте собственной мысли, мне необходима была широкая аудитория. И такой случай вскоре представился. Однажды позвонил мой товарищ из Читы профессор, доктор медицинских наук Борис Ильич Кузник, сказав, что проведена предварительная работа, закуплены краски, кисти, карандаши, бумага и город ожидает меня. Я тут же дал согласие.

Каково же было моё удивление, когда прилетев в Читу, я увидел на улицах расклеенные афиши, на которых большими буквами было напечатано "Встреча с чудом". Надо было отрабатывать.

Зал местной филармонии, насчитывающий 1600 мест был заполнен до отказа. Пришли взрослые, пожилые, молодые люди, среди которых было много детей. Всем не терпелось увидеть это чудо. Они ещё не ведали тогда, что этим чудом являются они сами.

Я вышел на сцену, на которой уже заранее был выставлен натюрморт, освещенный прожекторами и обратился ко всем примерно с такими словами:

– Добрый вечер, господа-товарищи! Прежде чем начать наш урок живописи, я хотел бы обратиться к вам с вопросами, от ответа на которые зависит наша дальнейшая работа. Заранее предупреждаю, что я ни какой Алан Чумак и не Кашпировский. Никакой гипноз я применять не буду, поскольку, во-первых, я им не владею, а во-вторых, у меня совсем иная цель. Но сначала скажите мне, это правда, что сейчас 6 часов вечера?

– Да,– откликнулся зал.

– А это правда, что я, художник Илья Клейнер из Москвы, стою сейчас на сцене перед вами?

– Правда, кому ещё быть.

– Хорошо. А теперь поднимите руки, кто считает, что он сегодня не напишет картину?

Почти весь зал поднял руки.

– Великолепно! – говорю я.

– А теперь поднимите руки, кто сомневается, напишет ли он картину или нет?

Взметнулось почти четыреста рук.

– А сейчас я хочу спросить, кто всё-таки считает, что он напишет картину?

Поднялось около десяти рук.

– Чудесно, господа-товарищи. Но разрешите мне ещё раз для пущей убедительности повторить свой вопрос: это правда, что я стою перед вами, что вы находитесь передо мной и сейчас на ваших часах 6часов, 5 минут?

– Всё верно. – прогремел зал

– Вот такой же правдой будет и то, что ровно через полтора часа каждый из вас вынесет из этого зала свою картину. Но давайте договоримся заранее, что вы не повесите у себя в доме картины, а ... продадите их своим близким и друзьям. И чем дороже, тем лучше.

По залу прошлась волна удивления. Выждав паузу, я продолжил:

– Но с одним условием, что все полученные деньги вы не положите в собственный карман, а передадите их в Детский фонд вашего города. Потому, что среди нас и вокруг нас живут дети-сироты. Эти деньги пойдут им на обувку, штанишки, платья, да просто на пряники и конфеты. Вы согласны с этим?

– Да!, - в единодушном порыве ответил зал.

– Тогда попрошу всех поднять руки, кто "за"?

Весь зал единодушно взметнул руки.

– А теперь посмотрите вокруг себя, не опуская рук. Несколько минут назад почти все вы считали, что не напишите картины. А сейчас вы готовы пожертвовать свою денежку сиротам за то, что вы ещё не сделали. Так можно ли мне работать с таким залом, с такими замечательными людьми?

– Можно и нужно, -грянула аудитория.

Через полтора часа каждый вынес готовую картину, сотворённую собственноручно. Это – не красивая легенда, так было на самом деле. Конечно же, я не занимал отстраненную позицию. Но это – отдельный разговор о самой технологии взаимодействия автора этих строк со своей аудиторией.

После этого сеанса в Чите я провел подобные уроки красоты на тему "Найди в себе Рафаэля" в таких городах, как Туле и Новомосковске.

Илья Клейнер. 2011-2014

Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть




Выставка работ
Книги