Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Илья Клейнер. Может ли талант служить силам зла

Именно на стыке сопряжения бездуховного содержания и внешне привлекательной формы сокрыта одна из главных причин внутренней драмы художника тоталитарной системы (если при этом сам художник ведает, что он творит.) Трудно сегодня представить, но и О.Мандельштам написал "Оду Сталину", и Б. Пастернак что-то вроде поэмы. Почему два гениальных поэта пели осанну тирану – нам не дано знать. Мы можем лишь предполагать, что они попали под влияние своего же собственного воображения о грядущем царстве свободы. Не нужно забывать, что большие поэты – это ещё и маленькие дети. Обманчивое впечатление о западной интеллигенции, таких как Лион Фейхтвангер, Ромен Роллан, Андре Жид, которые посетили в свое время Советский Союз. Почему это стало возможным? Да просто потому, что, во-первых, им показали "потёмкинские деревни", фанерные декорации диктатуры (Сталин был великий мастак по "запудриванию мозго"), а во-вторых, это был взгляд со стороны, они желаемое выдавали за действительное, не зная, что Беломорканал, и Днепрогэс, и Новокузнецк, и Магнитогорск, одним словом, все великие стройки социализма были построены на костях людей.

Утверждение в сознании миллионов людей понятия, что социализм – самая прогрессивная общественно-экономическая формация, приводило как бы к автоматическому перебросу этого понятия на конкретных его представителей, стоящих у руля власти. Сегодня мы знаем, что многие из репрессированных верили, что не виноваты (как и было на самом деле), вот только нужно написать письмо товарищу Сталину, и он все поймет и рассудит. Я это знаю не понаслышке, моя мама писала такое письмо тов. Ворошилову, когда мой отец был брошен в тюрьму сроком на 10 лет! Да что там моя бедная мама! Писали такие письма известные деятели науки, искусства и литературы.

Современному человеку это может показаться странным или даже курьёзным, но обращались к Сталину чтобы он помог разобраться в выборе...репертуара. Один лишь пример. В конце двадцатых годов сам Станиславский обратился с письмом к Сталину, чтобы тот дал согласие поставить во МХАТе пьесу Эрмана "Самоубийца" (кажется, если мне не изменяет память, вместо пьесы М. Булгакова "Бег"), Ответ был по-сталински краток и казуистически страшен: "Если К.С.Станиславский хочет, если Художественный театр хочет, то ставьте, а мне она не нравится". Пьесу тут же сняли. Этот ответ как документ Верховного диктатора интересен для истории, но мало кто сегодня знает, что Станиславский, будучи на много лет старше Сталина, хотел обратиться к нему со словами "Наш отец".

Отсюда как бы сам с собой встает вопрос: Может ли быть талант злым и служить силам зла?

Если исходить из божественной природы таланта, то он должен служить миру доброты и сам быть преисполнен этой добротой, любовью и красотой. Подлинный талант изначально не включает в себя то, что несёт угрозу красоте. Принимаю, как абсолют, небесное утверждение Пушкина: "Гений и злодейство – две вещи не совместимые".

Могут ли прекрасные голоса Лучано Паваротти или Пласидо Доминго прославлять мир зла, насилия, быть гортанью безобразного? Что касается земной жизни таланта, то, как видно из вышесказанного, всё зависит от человека и от тех условий, в которых существует его талант. В этом смысле ничто само по себе не может быть ни хорошим, ни плохим. Только от нас, людей, зависит, хорошее это или плохое, прекрасное или безобразное.

Ну, как можно сказать, хороша или нехороша формула А. Эйнштейна Е=mc2? В "снятом", "чистом" виде она нейтральна, но как только мы её соотнесём с научными достижениями человечества, как тут же она для настоящего ученого-физика предстанет как чудесное ожерелье в своей немыслимой, гениальной красоте, поскольку знаменует собой совершенно новое представление человека о вселенной и о своём месте в ней.

Эстетическое наследие, которое получает от теории относительности любой физик, ничуть не ниже, а может быть и выше того, которое он может испытать от созерцания бессмертных творений эпохи Возрождения. Но стоит этой теории перейти из кантовской "вещи в себе" в "вещь для других", как тут же возникает вопрос: каким силам в мире служит она, силам добра или силам зла, утверждению жизни или уничтожению жизни?

Илья Клейнер. 2011-2014

Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?