Художник Илья Клейнер

Илья Клейнер. Эстетика и философия

В 1963 году я стал преподавателем эстетики и философии в Кемеровском медицинском институте. Имея историко-филологическое образование, я понимал, что преподавать профессионально, глубоко научно новые предметы можно лишь тогда, когда ты сам как преподаватель будешь знать досконально произведения не только основоположников марксизма-ленинизма, но и философские учения древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Причём, их надо знать не по хрестоматийным выжимкам, в которых они поданы в урезанном и тенденциозном виде, а в полном объёме их сочинений. Был составлен жёсткий план изучения первоисточников мировой философской мысли.

Каждый год на протяжении девяти лет по три летних месяца я проводил в Москве в Ленинской библиотеке. Я приходил утром и уходил в десять часов вечера. У меня был свой стол. Демокрит, Гераклит, Платон, Аристотель, Сократ, софисты, эпикурейцы, Бэкон, Гоббс, Кант, Юм, Беркли и др. стали моими истинными духовными наставниками. Не говоря уже о средневековой философско-эстетической мысли, которую я полюбил за её аскетизм и космогоничность духа, наиболее близкими мне стали учения Баумгардена, Винкельмана и особенно Гегеля, глубина и значение мыслей которого до сегодняшнего времени ещё не понятны. Волновали моё воображение и сочинения Ницше, Шопенгауэра. Я конспектировал их труды с упоением. Особенно в неописуемое удивление привели меня философские сочинения конца ХIХ и начала ХХ веков наших русских философов: Бердяева, Булгакова, Соловьёва, Шестова, Флоренского, Франка. В их лице я увидел великий и могучий Ренессанс русского духа на рубеже переломного времени и искренне сожалел, что такие сокровища непреходящей общечеловеческой ценности сокрыты в подвалах нашего "самого передового и гуманного общества".

В 1964 году я был переведён преподавателем эстетики и философии в Новосибирск. В это же время сдал кандидатский минимум в аспирантуру, опубликовал ряд научных работ по эстетике и приступил к написанию диссертации на тему "Безобразное как эстетическая категория".

Чтение лекций по эстетике перед аспирантами Новосибирского университета, дальнейшее углублённое изучение философских и религиозных учений постепенно привели меня к самостоятельному взгляду, мировоззренческой концепции современного общества. Догма первичности общественно-экономических отношений постепенно уступала своё место более возвышенной идее изначальности духовного феномена. Критическое отношение к действительности подвинуло моё сознание к переосмыслению и общественного устроения. Для меня общество, в центр внимания которого не ставилась личность как главная общечеловеческая ценность, становилось фикцией, мифотворчеством. Аналоги подобного отчуждения государства и личности не надо было далеко искать. Рядом за окном ворочилось огромное чудовище тоталитарного режима, пожирающее самоё себя, как в зловещем и провидческом романе Кафки "Процесс".

Илья Клейнер. 2011-2014

Библиотека » Илья Клейнер. Улыбка заката. Автобиографическая повесть




Выставка работ
Книги