|
||
Ци БайшиЦи Байши (1860-1957) - китайский живописец. По интенсивности творческой работы великого китайского художника Ци Байши сравнивают с Ван Гогом. Ван Гог за десять лет серьезных занятий живописью создал более 800 картин и еще больше рисунков. Ци Байши, который творил более семидесяти лет, оставил людям несколько тысяч своих произведений. Он был не только удивительно тонким, умеющим передавать все богатство тональных переходов художником, но еще и философом, поэтом, наставником. Рисуя, он уподоблял себя растениям и считал, что только слива мэйхуа способна понять его до конца. Художник, по его словам, "купается в орхидеевой воде, моет волосы ароматом цветов". Ци Байши родился 22 ноября 1860 года в очень бедной китайское семье. Дед и отец, чтобы прокормить детей, собирали хворост на продажу. Уезд Сянтань, в котором родился будущий художник, был необыкновенно живописен. Именно этот уезд, его окруженные невысокими горами зеленые долины и озера воспевал в своей поэзии и живописи Ци Байши. Самобытным и талантливым художником был его дед, которого земляки называли Прямая Душа, потому что он всегда открыто высказывал свое мнение и выступал против несправедливости. Такой же решительной была и мать. А отец, наоборот, чаще просто тихо глотал слезы. Ци Байши родился раньше времени, и матери пришлось многим жертвовать, чтобы выкормить его здоровым и крепким. Первым учителем Ци Байши стал дед, который начал учить его писать палочкой свое имя, когда ему не было и трех лет. В начальной школе, куда Ци Байши пошел учиться с восьми лет, он прочитал антологию классической поэзии "Цянь цзя ши" ("Стихи тысячи поэтов"), строки из которой он помнил и в глубокой старости. Ци Байши начал копировать традиционные изображения бога грома Юй-гуна, которые помещали над кроватками новорожденных, чтобы отпугивать злых духов, пробовал делать рисунки. В двенадцать лет Ци Байши, согласно традиции, женили на девочке из семьи Чэнь, которую звали Чунь Цзюнь. Поскольку мальчику не давалась крестьянская работа, отец отдал его в ученики к столяру, а потом, по его собственной просьбе,- к резчикам по дереву. Именно тут Ци Байши понял, как отличаются друг от друга ремесло и искусство. В доме одного своего знакомого Ци Байши однажды увидел несколько томов пятицветного издания энциклопедии "Цзецзы юань хуачжуань" ("Слово о живописи из Сада с горчичное зерно"), которая появилась еще в XVII веке. Они настолько потрясли юношу, что он начал старательно копировать помещенные там рисунки. В 1889 году рисунки Ци Байши увидел живописец, поэт и каллиграф Цинь Юань, который предложил ему учиться дальше. Уже в семьдесят лет Ци Байши написал об этом времени такие стихотворные строки: В моей бедной деревушке я начал учиться очень поздно. Ци Байши начал писать картины на заказ. Особенно любил он изображать пейзажи, а также сюжеты с традиционными в китайском искусстве "цветами и птицами". Позже начали появляться и изображения исторических событий, исторических героев. Ци Байши любил бывать среди ученых и поэтов в "Поэтическом обществе Драконова холма" и в "Лошадином поэтическом обществе". В 1894 году Ци Байши начал серьезно изучать каллиграфию, затем увлекся вырезанием печатей. А создав двенадцать пейзажных свитков с видами горы Хэншань и продав их, Ци Байши смог построить небольшой домик-студию в местечке Мэйкун, где его приводили в восторг цветущие сливы мэйхуа. Свою мастерскую Ци Байши называл "Кабинет тысячи слив" или "Кабинет поэзии". У домика росли посаженные им бананы, а в пруду плавали его любимые водяные лилии. В 1902 году Ци Байши пригласили в крупный культурный центр Сиань - позаниматься живописью с дочерью одного богатого человека. Поворотным моментом в его жизни стали путешествия в Пекин, а потом и в другие исторические места. Ему посчастливилось познакомиться со многими редкими книгами. В результате изменился стиль его живописи и каллиграфии, по-новому начал он вырезать печати. Постепенно Ци Байши начал вводить в свои произведения, как он сам выражался, "красоту". В 1910 году художник создал 52 пейзажных свитка с видами горы Цзе. В 1917 году мастер вновь побывал в Пекине, где познакомился со знаменитым мастером "цветов и птиц" Чэнь Шиц-зэн, который был в восторге от печатей, вырезанными Ци Байши. В 1919 году, почти в шестидесятилетнем возрасте, художник окончательно перебрался вместе с семьей в Пекин и начал с особым усердием заниматься живописью. Всю жизнь он умел находить себе учителей, творчество которых ему импонировало, отвечало его внутренней природе. И, как сам признавался, всегда оставался учеником. Например, копируя свитки Ни Юньлиня и Шэнь Чжоу, Ци Байши не использовал никаких полутонов, не добивался иллюзии обволакивающей мягкой дымки. Он как бы переводил изображение на современный ему язык. Округлое и мягкое в картинах Ци Байши делалось угловатым, более выразительным, ясным. Изучив стиль Чжу Да, Ци Байши начал использовать его прием "красные цветы, черные листья". В Пекине Ци Байши познакомился со многими художниками, поэтами, актерами. В 20-е годы его работы попали на выставки в Японию, потом в Париж. А сам Ци Байши серьезно увлекся чань-буддизмом. Гуляя по Пекину, он очень любил бродить по прекрасным паркам и садам. Один из лучших свитков с креветками, например, был написан в саду некоего Чжана. Из Пекина Ци Байши в связи со смертью матери ездил в родные места, а потом посетил Сычуань. Всю свою жизнь художник не порывал связи с народными традициями. Он умел в малом - травинке, цветке, бабочке или креветке увидеть, разглядеть целый космос, бесконечное и влекущее мироздание. Японская оккупация, смерть внука и ближайшего друга настроили Ци Байши на очень мрачный лад. В это же время Ци Байши официально женился во второй раз - на Бао Чу, которая в 1943 году умерла, хотя ей было всего сорок два года. Когда японцы овладели Пекином, Ци Байши старался любыми путями сделать так, чтобы его живопись не была ими использована для своих целей, и даже повесил на дверях своей мастерской записку: "У старого Байши больное сердце, и он не в силах принимать гостей". В 30-40-е годы Ци Байши активно выступал против вульгарного натурализма, писал свитки, которые воспринимались как сатира на предателей родины, тех, кто служил интервентам. Надписи на свитках подсказывают тем, кто их рассматривает, как понимать ту или иную метафору. На одном свитке было написано: "Я обладаю двумя руками для совершенствования в мастерстве, но очень трудно чесать именно там, где чешется". Только в 1946 году, когда были изгнаны японцы, Ци Байши вернулся преподавать в Академию изящных искусств, а в 1947-м стал во главе ее. В последних произведениях Ци Байши поражает гармония и равновесие формы. Бабочки и растения, самые разные состояния природы Ци Байши передавал с помощью линий и цветовых пятен. В 50-е годы, когда к Ци Байши пришло мировое признание, он создал самые лучшие свои произведения не только в области живописи, но и каллиграфии, сформулировал в стихотворных строках свои суждения о творчестве как философской категории и о том, исходя из чего он сам занимается творчеством. Когда смотришь на созданные Ци Байши в 40-е годы работы - "Метелка риса и саранча", "Белка и вишни", "Цветы мэйхуа", "Муха на блюде", "Кузнечик", "Цыплята радуются солнцу", или в пятидесятые - "Плоды личжи", "Хризантема", "Пальма" и др., с особой остротой понимаешь, что поэзия есть все, что нас окружает. Ци Байши умер 16 сентября 1957 года. Он сумел передать потомкам свой великий восторг, восхищение, образ им самим открытого мира. Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |