Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Тулуз-Лотрек

Тулуз-Лотрек Анри-Мари-Раймон-Де (1864-1901) - французский живописец и график. В конце XIX века, когда в литературе начал господствовать натурализм, проститутки стали популярными героинями многих произведений искусства. Потомок графов де Тулуз, постоянно чувствующий свою неполноценность из-за внешнего уродства, называл бордели домами у воды (слово "бордель" происходит от французского "bord d'eau" - дом у воды). Только в домах терпимости, обездоленный среди обездоленных, Лотрек ощущал себя полноценным человеком. Он мог часами любоваться какой-нибудь девицей и гладить ей руку. Большинство мужчин воспринимали дам полусвета как вещи, а для Лотрека они были возлюбленными. Он не раз повторял: "Они сердечные женщины. Ведь хорошее воспитание дается сердцем",- и рисовал их, для каждой находя свой неповторимый ракурс и колорит.

Парижское "дно" и богема стали главными темами произведений Тулуз-Лотрека. Он не морализировал, а в свойственной ему немного гротескной, ироничной манере передавал характерные позы, жесты, из которых и слагалась динамика скрытой для большинства парижан тайной ночной жизни. Его причудливый, гибкий рисунок, как бы вибрирующие удлиненные мазки создавали удивительное ощущение истинности всего происходящего.

Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби, где находился родовой замок Боек. Его отец, граф Альфонс, был кузеном матери, он очень радовался рождению сына и часто повторял: "Лучше быть еретиком мужского рода, чем христианином женского". Мальчик в детстве был так хорош, что его называли Маленьким Сокровищем. Мать Анри была очень нежна и чувствительна, и она не смогла перенести постоянную грубость и измены мужа. Когда, не дожив до года, умер ее младший сын, а старшему Анри было три с половиной года, она распрощалась с мужем.

Граф хотел воспитать сына спортсменом и после разрыва часто брал его на бега, мать заботилась об его образовании. Анри с успехом учился в подготовительном классе лицея Фонтан, там же, где учился один из его кузенов со стороны матери, Луи Паскаль. Однако блестящие успехи сына в учебе мало радовали мать. И в десять лет Анри оставался тщедушным, с совсем слабенькими ножками. Это был результат кровосмешения его родителей, которые были близкими родственниками. Теперь Анри пришлось учиться только дома.

С раннего детства он очень любил рисовать. И его тетради были буквально испещрены различными рисунками. И еще обожал верховую езду. К четырнадцати годам он немного подрос. Однако при ходьбе ему приходилось пользоваться палкой. В 1878 году случилось новое несчастье. Неловко встав и упав, он сломал шейку левого бедра, а через некоторое время, гуляя,- правого. Теперь на всю жизнь он остался калекой. В Бареже, когда Анри лежал в гипсе, его, бывало, навещала только кузина Жанна.

Страдая, он писал: "Я весь день один. Читаю, но немного - начинает болеть голова. Стараюсь как можно больше - пока не устанет рука - рисовать и писать, а с наступлением темноты жду - не придет ли к моей постели Жанна д'Арманьяк. Иногда она приходит, хочет отвлечь меня от грустных мыслей, развеселить. Я слушаю ее голос, но не решаюсь смотреть на нее. Она такая статная и красивая. А я не статен и не красив".

Он много рисовал, его особенно привлекали лошади, собаки, повозки. Он был ироничен и даже написал небольшую сатиру. Когда ездили в Ниццу, он там много плавал.

Поселившись вместе с матерью в Париже, он вновь встретился со своим первым учителем рисования глухонемым художником-анималистом Пренсто, который не только делился с Анри тайнами ремесла, но и водил его в цирк и театр.

С трудом сдав экзамен на звание бакалавра, Анри снова увлеченно занялся живописью и начал посещать занятия в мастерской Бонна, где всех покорил своей честностью, независимостью и фантазией. Затем он учился у Кормона. Правда, в это время Анри уже начал выпивать, заменяя истинное веселье искусственным перевозбуждением. Но работал он по-прежнему до самозабвения и однажды написал своей крестной: "Будьте же мудрее меня и ни за что не отдавайтесь целиком живописи. Если к ней относиться серьезно, как я, она намного труднее греческого или латыни". Один из товарищей Лотрека, некто Люка, познакомил Анри с одной из девиц легкого поведения, Мари Шарле, которая посвятила его в тайны любви. С этого времени Лотрек почувствовал себя свободней и начал встречаться с разными женщинами полусвета. Тем временем его мать купила имение Мальроме, где Лотрек с удовольствием писал сцены из сельской жизни и портреты, среди которых особое место занимали образы отца и матери. Лотрек не приукрашивал действительность, а, наоборот, как бы снимал с нее маски. Вскоре Анри решил поселиться в Париже, на Монмартре, у своего друга Гренье, который жил со своей женой на улице Фонтен, 19 бис.

Вместе с новыми товарищами Лотрек ходил в шумные ночные монмартрские заведения типа "Ша-Нуар", "Мулен-де-ла-Галет" и др. Современники говорили, что Лотрек не знал меры ни в работе, ни в развлечениях. Как и импрессионисты, он любил писать портреты на пленэре, однако делал он это не ради того, чтобы показать игру света, бликов и изменение колорита. Его интересовала психологическая суть модели, которая выявлялась при естественном, а не искусственном освещении. На Монмартре он познакомился с Мари-Клементиной Валадон, бывшей цирковой гимнасткой, натурщицей многих художников, которая впоследствии тоже отлично рисовала. Она же была матерью будущего художника Утрилло. Валадон стала не только натурщицей, но и любовницей Лотрека. Говорили, что они были будто созданы друг для друга. Говорили, что все женщины, которые привлекали Тулуз-Лотрека, были или рыжие, или блондинки. Брюнеткой была, пожалуй, только Валадон.

С Винсентом Ван Гогом Тулуз-Лотрек познакомился, когда тот только приехал из Голландии и поступил в мастерскую к Кормону. Они были чем-то очень близки и в то же время очень разные. Ван Гог всегда всем сочувствовал, а Лотрек был безжалостен и к себе, и к другим. И если в картинах Ван Гога чаще было откровение, в картинах Лотрека - скорее познание. Работал он очень напряженно. В 1886 году появились его картины "Танцовщицы", "Женщины с розовым бантом", "У прачки". Родители, видя, как напряженно он работает, дали ему деньги на собственную мастерскую. Те, кто приходил к Лотреку в гости, как правило, были обязаны выпить. Одним из первых Лот-рек начал делать коктейли. В 1887 году он нарисовал пастелью портрет Ван Гога, причем использовал заимствованный у него раздельный штрих, который позволял передать схваченное движение.

В 1888 году картины Лотрека экспонировались на выставке "Группы двадцати" в Брюсселе. В это время художник был увлечен японскими гравюрами, но по-своему решал пространство, по-своему, ритмом контурных линий, передавал движения. Главным мотивом в его творчестве был разлад человека с окружающим миром.

Ведя излишне свободный образ жизни, Лотрек заразился сифилисом, который подтачивал его изнутри. Но по-прежнему много работал. Когда на Марсовом поле в Париже открылась Всемирная выставка, Лотрек сделал много зарисовок, он, как многие в то время, верил, что с началом XX века начнется новая, светлая "эра благополучия".

Одним из первых Лотрек начал изображать сцены танцев в "Мулен Руж". Причем главным для него было воплощение не внешней стороны жизни, а ее внутренней, глубинной, таинственной сути. Его третьим после картин "В цирке Фернандо: наездница" и "Танцев в "Мулен-де-ла-Галетт" большим полотном стал "Танец в "Мулен Руж" размером 1,5x1,15 метра. Здесь Лотрек нарисовал своих друзей Гибера, Гози, фотографа Сес-ко и Валентина Бескостного, который танцует со своей партнершей кадриль. Картина, появившаяся в 1890 году, была одной из первых, в которых с особой силой раскрывалась непреодолимая горечь всякого веселья и смеха.

Говорили, что Париж - это Монмартр, а Монмартр - это "Мулен Руж". Когда после полуночи кабаре закрывалось, оркестр некоторое время еще играл для остававшихся там завсегдатаев. А танцовщицы перед зеркалами продолжали выделывать самые невероятные' па. Лотрек, глядя на эти импровизации, старался передать на бумаге мимолетные экспрессии танца любящей бешеный темп Нана Ла Сотрель, полненькой Ла Макарона, необыкновенно чувственной, непревзойденной Ла Гулю. В седьмом Салоне независимых Лотрек показал своих "Никчемных" и "В меблированных комнатах". Все чаще он писал девиц из публичных домов в интимной обстановке. Но иногда с особой нежностью вдруг изображал женщин, которые для него оставались недосягаемыми. Одна из лучших его работ - элегантная, возвышенная "Женщина в перчатках".

Парижскую толпу познакомили с Лотреком его плакаты, на которых он стремился достоверно изобразить "звезд" "Мулен Руж". Лотрек имел чувство декоративности, монументальности, владел острым метким контуром, его стиль был очень экспрессивен, что так необходимо художникам-плакатистам.

В обществе проституток Лотрек чувствовал себя свободно и легко. Он записал свободные дни знакомых девиц и приглашал их то в мастерскую, то в рестораны, то в цирк. Он создавал броские плакаты, увлекся литографией. Особенно же удавались ему портреты. Именно благодаря Лотреку мы знаем о непревзойденной Ла Гулю, которую современники воспринимали как воплощение кадрили, о певице Иветт Гильбер, которой художник посвятил целый альбом литографий и которую в свое время считали символом кафешантана.

Сохранились работы Лотрека не только с буднями бордельной жизни, но и с откровенно эротичными сценами, которые сейчас находятся в частных собраниях.

В последние годы алкоголь подтачивал, пожирал все силы художника. Он стал нервным, раздражительным, взрывался по самому незначительному поводу. А потом заболел чахоткой.

В 1901 году его разбил паралич. 8 сентября Анри Тулуз-Лотрек умер. После его смерти осталось около 600 живописных полотен, несколько сотен литографий, 31 плакат, 9 гравюр сухой иглой, 3 монотипии, тысячи разных рисунков и набросков. На произведениях Тулуз-Лотрека учились Пикассо и еще многие художники, составившие славу XX века. После смерти живописца цены на его картины стали расти. Через пять лет одно из его полотен было оценено в 7 тысяч франков, а через четырнадцать другое продали уже за 15 тысяч франков.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?