Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Суриков Василий Иванович

Суриков Василий Иванович (1848-1916) - русский живописец. К своей картине "Степан Разин" Василий Суриков возвращался несколько раз. Задумал он ее еще в 1887 году, вспомнив русскую народную песню о плывущем по реке атамане с персидской княжной. Потом писал в 1901-1906 годах, а в 1909-1910 - дописывал. Публика увидела суриковского "Степана Разина" на XXXV передвижной выставке, которая открылась 30 декабря 1906 года. Художник с гордостью констатировал: "В самую революцию попал". Плывет по Волге лодка, веселится дружина. А Степан Разин думу думает. Это не иллюстрация к песне, однако особая, поэтическая, музыкальная цельность чувствуется и в композиции, и в общем светло-перламутровом колорите полотна. Многие говорили, что Василий Суриков был необыкновенно артистичен, умел вживаться в создаваемые на полотне образы. Когда он начал работать над "Степаном Разиным", специально для него были сшиты кафтан, чекмень, шапка и даже красные сапоги. В 1906 году один из фотографов запечатлел Сурикова в этом атаманском наряде.

Большие многофигурные полотна Сурикова дают нам возможность не просто увидеть, а прочувствовать все перипетии драматичной и противоречивой русской истории. Его картины стоят в одном ряду с операми "Хованщина" и "Борис Годунов" Мусоргского, романом "Война и мир" Л. Толстого.

Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске. Его предками были донские казаки, которые пришли в Сибирь в XVI веке вместе с Ермаком. Сибирская глушь, которой в то время был Красноярск, жила по старым патриархальным законам. Действительность была поэтична, но и жестока. С одной стороны - рассказы тетки Ольги Матвеевны, которая впервые поведала Василию о боярыне Морозовой, а с другой - казни и публичные телесные наказания. Все это сказалось на формировании характера и мировосприятия будущего художника, который с детства был как бы погружен в русскую старину.

Когда в 1869 году Василий Суриков поступил в Петербургскую академию художеств, где учился до 1875 года, то попал в совершенно новую для себя среду. Учился он у знаменитого П. Чистякова. В 1870-е годы были написаны "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге", многочисленные эскизы картин на исторические темы, а также композиция "Княжий суд" и др. После окончания академии Суриков поехал в Москву, где ему было поручено сделать четыре росписи для храма Христа Спасителя.

В Москве Суриков начал работу над своими историческими полотнами. Как вспоминал он позже, именно в Москве особенно остро ощущался национальный русский уклад. Суриков писал: "Началось здесь в Москве со мною что-то странное. Прежде всего почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимою. Идешь, бывало, в сумерки по улице, свернешь в переулок, и вдруг что-то знакомое, такое же, как и там, в Сибири. И, как забытые сны, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, что видел и в детстве, а затем и в юности, стали припоминаться типы, костюмы, и потянуло ко всему этому, как к чему-то родному и несказанно дорогому".

В 1870-1900-е годы начало вырабатываться новое понимание Петровской эпохи, и написанные в 1880-е годы Суриковым картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887) - это далекий от официального взгляд на историю XVII-XVIII веков. Суриков показал, как раскрываются человеческие характеры в самые трагические моменты. Его главными действующими лицами стали герои-бунтари - яростный и решительный рыжебородый стрелец, фанатичная, страстная боярыня Морозова, упрямый, несломленный Меншиков. Суриков одним из первых показал, что движущаяся человеческая масса, в которой проявляются самые разные чувства и переживания, может стать основой для исторической композиции.

Работая над картинами, Суриков делал много зарисовок с натуры, в поисках прототипов исторических образов часами бродил по Москве. Например, женщину, которая позировала ему для боярыни Морозовой, нашла ему знакомая монахиня. О ней действительно можно было сказать: "Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны".

В 1883-1884 годах Суриков посетил Германию, Францию, Австрию.

После смерти жены в 1888 году художник был так убит горем, что даже оставил живопись. Только после поездки в Сибирь он смог преодолеть депрессию. В 90-е годы были написаны "Покорение Сибири Ермаком" и "Переход Суворова через Альпы". Здесь уже главной темой стал не внутренний раскол, а, наоборот, единение в героическом порыве, в подвиге во имя Отчизны.

В 1900-е годы Суриков увлеченно начал показывать народные восстания. Самой известной из написанных в это время является картина "Степан Разин".

В 1897 году художник ездил в Швейцарию, в 1990 - в Италию, в 1910 - в Испанию. Но главное, что его волновало,- это судьба его Родины, России.

В 1905-1906 годах появились острые сатирические рисунки Сурикова "Основы самодержавия", в 1910-1912 - была закончена картина "Посещение царевной женского монастыря".

Многие работы Сурикова остались незавершенными. Например, его заинтересовала статья Н. Оглоблина "Красноярский бунт 1695-1698 годов", и он, поехав в Красноярск, даже сделал эскизы к большой картине на эту тему. Думал он и над образом Пугачева, хотел написать картину "Княгиня Ольга встречает тело Игоря".

Летом 1915 года Василий Суриков съездил в Алупку, где не только загорал, купался, но и ходил в горы. А в 1916 году у него сильно заболело сердце. Умер Василий Суриков 6 марта 1916 года. Говорят, что последнее, что он сказал: "Я исчезаю".

Василий Суриков оставил после себя не только грандиозные исторические композиции, но и очень глубокие одухотворенные портреты, пейзажные акварели. Он, как никто, умел "угадывать" исторические события. Сохранилось 35 эскизов к "Боярыне Морозовой", 46 - к картине "Переход Суворова через Альпы", 11 - к "Ермаку", 10 - к "Разину" и 6 - к его последнему холсту "Княгиня Ольга встречает тело Игоря". Он был необыкновенно требователен к себе и любил повторять: "Этюд должен быть настолько точен, чтобы в глазах двоилось". По его картинам мы постигаем тайны русской истории.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?