Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967) - русский живописец. "Самой терпеливой натурой" в шутку называла себя сама художница. Она все свои даже многофигурные композиции писала, только основываясь на конкретных жизненных впечатлениях. И когда рядом не было другой натуры, на себе выверяла и позы и ракурсы. Именно поэтому среди ее произведений столько автопортретов. И самый известный из них - "За туалетом", написанный в 1909 году, когда ей было двадцать пять лет. Это полное таинственной прелести полотно в 1910 году поражало всех, кто приходил на выставку Союза русских художников. Оно, подобно музыке, завораживало, пленяло чистотой и особой одухотворенностью. А. Бенуа писал: "Зинаида Серебрякова неожиданно для всех предстала уже готовой художницей, она оказалась одного с нами лагеря, одних направлений и вкуса, и ее причисление к группе "Мира искусства" произошло само собой". В созданных Серебряковой прекрасных, идеальных женских образах есть что-то неоклассическое. Она умела лепить линией и цветом почти осязаемые объемы, композиции ее уравновешены, а рисунок лаконичен и точен. Во всем ее творчестве чувствуется увлечение мастерством итальянских художников XVI-XVII веков и русского художника А. Венецианова.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 30 ноября 1884 года возле Харькова в имении Нескучном в семье скульптора-анималиста Е. Лансере. По матери она была внучкой архитектора Н. Бенуа. Зинаида росла вместе с братьями Евгением, Николаем, сестрами и своим дядей. Все стали художниками. Вся большая семья жила на улице Глинки в Петербурге, в доме деда, где на стенах висели картины и гравюры, была богатая библиотека. Очень любила Зинаида ходить в музеи. Подходя к картинам Рубенса, еще девочкой она обычно роняла платок, чтобы встать перед этими творениями на колени.

Когда летом семья ехала в имение Нескучное, Зинаида много рисовала - речку Муромку, сады, картинки деревенского быта. Мать очень рано угадала в Зинаиде талант художницы, она восторгалась ее набросками.

Зинаида привыкла много работать, была требовательна к себе. В 1902-1903 годах, когда поехала в Италию, тоже делала этюды и наброски, особенно любила она пользоваться темперой, которая давала возможность уловить само дыхание жизни.

Всего месяц проучилась Зинаида Серебрякова в 1901 году в школе-мастерской М. Тенишевой, где преподавал И. Репин. А потом в 1903-1905 годах посещала студию О. Браза.

Всю жизнь она писала возвышенные, поэтичные пейзажи, многие из них родились в Нескучном. Это "Перед грозой", "Яблони в цвету", "Фруктовый сад" и др.

В юности Зинаида не очень легко сходилась с людьми, была даже немного диковатой. Однако со своим двоюродным братом Борисом, который с матерью тоже часто бывал в Нескучном, подружилась очень быстро. Они понимали друг друга с полуслова. Борис учился на инженера-путейца. В 1905 году они поженились и уехали в Париж, где ходили в музеи, на выставки, а Зинаида все время рисовала.

Многочисленные портреты и композиции, например, написанная в 1913 году "В бане" или созданная в 1917 году "Беление холста", удивляли всех жизненной правдой и особым поэтичным, возвышенным взглядом даже на очень будничные сцены.

Когда началась гражданская война, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в Нескучном. Переехать в Петроград было невозможно, и Зинаида Серебрякова поехала в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Дом в Нескучном сгорел, погибли все ее работы. Когда муж вернулся в Москву, она поехала к нему, потом вместе они вернулись за детьми. Однако Борис заболел сыпным тифом и умер. Средств к существованию у художницы практически не было. И тогда она обратилась в Москву, в Наркомпрос. Луначарский подписал ей охранную грамоту, благодаря которой она и выжила в то время.

Только в 20-х годах Зинаида Серебрякова с детьми вернулась в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дров не хватало, было очень голодно. А художница шла в комнату, где стояла буржуйка, и писала свои картины.

Ее дочь Татьяна, портрет которой в танцевальном костюме она написала в 1922 году, начала заниматься балетом. Они вместе ходили в Мариинский театр, бывали и за кулисами. В театре Серебрякова постоянно рисовала. Очень романтичен созданный в 1922 году портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Работая над театральными портретами, приносила в мастерскую театральную одежду, парики. А сама больше всего любила строгие английские костюмы. Как вспоминали современники, только разлетавшиеся волосы напоминали о том, что это человек искусства.

Семья жила очень бедно. Серебрякова попробовала написать заказную картину "Искусство и труд", но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В 1924 году Серебрякова уехала в Париж. Ее первая выставка была организована там только в 1927 году. Заработанные деньги высылала матери и детям. Сын Александр, а за ним и младшая дочь Катя уехали к ней, а Тата и Евгений остались. Татьяна стала художником Московского художественного театра, а Евгений - архитектором. Татьяне мать присылала из Парижа открытки с репродукциями картин Дега, Ван Гога, Делакруа... но сама оставалась верна своим старым пристрастиям. "Какой удивительный мастер - Франц Гальс,- писала она на одной из открыток.- Никакой импрессионизм не может сравниться с ним по живописи, легкости и быстроте исполнения. И какой рисунок".

Первыми из советских художников Серебрякову посетили в Париже С. Герасимов и Д. Шмаринов. Это произошло в 1961 году. Они же позаботились о том, чтобы в 1965 году в Москве состоялась ее выставка. А 19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась.

Она была из тех художников, которые могли позволить себе даже в трудное время оставаться самими собой. Она не писала заказных картин, не гналась за модными течениями. В ее мастерской всегда висел портрет Александра Сергеевича Пушкина. И как вспоминала ее дочь, она часто цитировала его строки.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?