Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Писсарро Камилъ

Писсарро Камилъ (1830-1903) - французский живописец. Весной 1897 года Писсарро начал работу сразу над несколькими видами Парижа, над своими знаменитыми пятнадцатью "Бульварами". Одному из своих друзей он написал в это время, что его останавливает единственное - отсутствие солнца. Когда сегодня смотришь на полный живой, праздничной суеты его "Бульвар. Монмартр после полудня, солнце", где мерно движутся и растаивают вдали экипажи, понимаешь, что без солнечных лучей Монмартр Писсарро был бы мертв. До появления импрессионистов на полотнах царил искусственный свет. Писсарро, впоследствии увлеченный неоимпрессионизмом, был одним из тех, кто первым задумался о расчленении воздуха и атмосферы, начал передавать, казалось бы, самые неуловимые нюансы света. И солнце было необходимо ему, чтобы они, эти оттенки, выявились, гармонично зазвучали в реальности. Впрочем, в этой серии "Бульваров" есть и ночной пейзаж, который был немыслим для импрессионистов.

Практически всю свою жизнь Писсарро бедствовал. Его творчество было по-настоящему понято и оценено только в XX веке.

Камиль-Жакоб Писсарро родился 10 июля 1830 года на острое Сент-Томас, который входил в группу Антильских островов и в то время принадлежал Дании. Отец будущего художника был торговцем скобяными товарами и хотел видеть своих детей тоже коммерсантами. В 1841-1847 годах Писсарро учился в довольно респектабельном коллеже в Пасси во Франции. Там же он начал серьезно заниматься рисованием. Потом, вернувшись на остров и будучи вынужденным торговать скобяными товарами, он умудрялся, даже ведя учет погрузки товаров в порту, делать зарисовки. Там его увидел молодой пейзажист Фриц Мельби, который убедил его бросить все и поехать с ним. Писсарро написал родителям записку и уехал вместе со своим новым другом. Пять лет Писсарро путешествовал и писал, рисовал все, что видел. В 1855 году отец отправил его учиться в Парижскую школу изящных искусств. Однако Писсарро очень скоро разочаровался в академической системе преподавания и начал заниматься в академии Сюиса (эти свободные мастерские организовал разбогатевший натурщик). Большую помощь оказал Писсарро брат Фрица Мельби Антуан, который к тому времени был уже довольно известным художником. После того как на Всемирной выставке в 1855 году Писсарро увидел картины Коро, его мечтой стало взять у него хотя бы несколько уроков. Однако Коро не брал учеников и согласился только на то, чтобы дать начинающему художнику несколько советов. Первая картина, которую Писсарро послал в Салон в 1859 году, была подписана следующим образом: "Писсарро (Камиль), род. на Сен-Тома (Датская колония), ученик Антуана Мельби. Вид Монморанси". В этом же году родители Писсарро переехали в Париж, и молодой художник влюбился в горничную своей матери, простую крестьянскую девушку Жюли Веллей, на которой вскоре женился. Отец не пожелал признать этот брак и даже отказал сыну в ежемесячном пансионе. Обвенчаться молодые смогли только в 1870 году в Англии. Писсарро познакомился с Гийоменом и Сезанном и выставил свои непринятые в официальном Салоне картины в Салоне отверженных. В 1863 году у Писсарро родился сын Люсьен, и они всей семьей переехали жить в окрестности Парижа. Критики отмечали в пейзажах Писсарро его особое умение передавать общее впечатление от натуры. Некоторое время художник жил в Понтуазе, расположенном на берегу Уазы, где "квартировал" в лодке-мастерской художника Добиньи. Прежде чем написать пейзаж, Писсарро подолгу жил в той местности, которая его вдохновила, поэтому его картины поражали всех не только точностью передачи натуры, но и необыкновенной поэтичной возвышенностью. Молодой художник познакомился с Ренуаром, Сислеем и другими живописцами, которые в то время, как и он, были увлечены работой на пленэре.

Писсарро, как и Ренуар, Моне, пробовал слить в едином живописном звучании природу и человека, однако выбирал чаще и для своих больших картин, и для маленьких этюдов будничные, простые сюжеты. Он очень любил писать изменчивые весну, осень и мотивы уходящей вдаль дороги.

Писсарро живо интересовался всеми социальными и политическими проблемами, был в оппозиции к правительству, что отличало его от друзей-художников. Во время войны с Пруссией он переехал сначала в Бретань, а затем в Лондон, где в то время жил и Моне. Большое влияние на них оказали английские пейзажисты Констебль и Тернер.

На выставку "Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов" 1874 года, после которой все заговорили о новом течении в живописи - об импрессионизме, Камиль Писсарро представил пять своих пейзажей - "Фруктовый сад", "Каштаны в Они", "Сад в Понтуазе", "Июньское утро", "Заморозки".

Для импрессионистов искусство было не зеркалом, в котором отражается реальный мир, а окном, за которым он, этот мир, существует живым, почти осязаемым. Камиль Писсарро - единственный из всех импрессионистов, который не только принимал участие во всех семи их совместных выставках, но и занимался их организацией. Жить в Париже было ему не по карману, и он снимал жилье в предместьях - так, чтобы было удобно добираться до столицы. В тяжелые годы его семья вынуждена была питаться только выращенными его женой овощами.

Когда у Писсарро спрашивали, что значит быть импрессионистом, он отвечал: "Импрессионист - это художник, который никогда не пишет одну и ту же картину, а каждый раз новую".

В 70-е годы Писсарро очень много рисовал, писал своих детей и жену. В 1877 году он создал, как считается, лучшие свои пейзажи - "Красные крыши" и "Холм де Беф, Понтуаз", где господствует радостный, вдохновенный дух праздника, и продолжал заниматься гравюрой. В это же время Писсарро познакомился и подружился с Сезанном, вместе они некоторое время работали в Понтуазе. Когда Сезанну было за шестьдесят, он подписал одну из своих работ - "ученик Писсарро".

Писсарро увлекался не только масляной живописью и гравюрой, но работал также в технике пастели, гуаши, расписывал веера. В 80-е годы он создал несколько жанровых картин на крестьянскую тему - "Девочка с прутиком", "Завтрак" и др. А в 1885-м, познакомившись с Синьяком и Сера, примкнул к неоимпрессионизму, в котором его особенно привлекало обращение к проблемам и идеалам современной общественной жизни. Он практически не воспринял новый творческий метод Сера и Синьяка, которые, увлеченные эффектом взаимодействия основных и дополнительных тонов, использовали только чистые цвета.

В начале 1890-х годов импрессионисты отдаляются друг от друга. Сезанн работал в Эксе, Гоген вместе с Ван Гогом писал свои этюды в Арле, а затем поехал в Полинезию, Писсарро с Моне работали в Нормандии. В Бельгии, где Писсарро гостил вместе с семьей, он познакомился с политическим эмигрантом, участником Коммуны Реклю, его другом стал представитель демократического направления в литературе Мирбо, с которым его сближало неприятие упаднических настроений декаданса. Некоторое время Писсарро был даже членом Клуба социальных искусств, участники которого стояли на позициях анархизма. Но вскоре он отошел от них и больше никогда не принимал участия ни в каких политических кружках или объединениях.

Где-то с начала 80-х годов Писсарро пробовал начинать сразу несколько полотен на натуре, используя разные эффекты освещения и различные состояния атмосферы, а потом продолжал работу над ними уже в мастерской. В это время Писсарро писал в основном городские пейзажи. Причем писал он их чаще из окна - и не только потому, что это достаточно выгодная точка зрения. С 1889 года он страдал болезнью глаз, которая не позволяла ему работать на открытом воздухе. В это время были созданы самые знаменитые его виды Парижа и "столицы готического искусства" Руана.

Большую часть года Писсарро жил не в Париже, а в предместье Эраньи, где тоже много работал. А в 1898 году он поселился на улице Риволи, в доме с видом на Лувр.

В последние годы жизни Писсарро сделал много литографий, офортов. При жизни государство не купило у него ни одной картины и даже не поблагодарило за подаренные им оттиски его лучших гравюр. Поистине подвигом можно считать и то, что Писсарро вырастил и воспитал пять сыновей-художников. Люсьен, который жил в Англии, стал очень тонким пейзажистом. Удивительно талантливым был и Феликс, к сожалению, рано погибший. Родольф любил иллюстрировать китайские сказки...

Писсарро признавался в одном из писем: "Иногда я теряю мужество, видя равнодушие одних и чувствуя глухую неприязнь других. Но наряду с этим я начинаю замечать симпатию людей, которые долгие годы меня не понимали..."

Умер Камиль Писсарро 13 ноября 1903 года. После его смерти Октав Мирбо писал: "Он был счастлив просто потому, что в течение семидесяти трех лет, которые он прожил, у него была благородная и сильная страсть - работа. Со спокойной улыбкой, которая расцветала под его седой бородой, он говорил мне: "Работа - чудесный регулятор морального и физического здоровья. Работая, я забываю все горести, все печали, я их даже просто не знаю... Страдание подчиняет себе только бездельников".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?