Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) - русский живописец. Летом 1912 года Кузьма Петров-Водкин жил на хуторе Мишкина Пристань в имении генерала Грекова. Он давал уроки рисования его дочери, купался, удил рыбу и работал над одной из самых знаменитых своих картин - "Купание красного коня". Для нее позировал любимый конь его жены Мальчик. Жена к тому времени уже уехала домой, и, как писал ей Петров-Водкин, в имении без нее "наступила тишина и грусть". Именно этим чувством пронизано это поистине вещее живописное полотно. Это не просто тишина. Это тишина на пороге рождения нового мира, новой революционной галактики, которая вот-вот закружит в водовороте и поглотит кроткую, задумчивую есенинскую Русь. Этот круговорот, это движение уже ощутимо в встревоженном, стремительно вздыбленном конскими копытами водном пространстве. А красный конь, еще послушный, еще мирный, с годами превратится в символ самой Октябрьской революции, от которой картину отделяют всего как-то пять лет.

Картина впервые была выставлена на выставке "Мир искусства" в Москве, где, кроме нее, экспонировались еще четыре картины и рисунки Петрова-Водкина. Критики назвали композицию смелой и строго проработанной. А поэт Рюрик Ивнев даже посвятил ей стихи:

Кроваво-красный конь,
К волнам морским стремящийся,
С истомным юношей на выпуклой спине,
Ты, как немой огонь, вокруг огня клубящийся,
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне...
Зрачки расширились... стою в святом волнении,
И слышу запах волн, поющих о весне,
И слышу шепот душ, измученных в горении.
И, юноша, твой плач на огненном коне.
Там, где лежит туман, где степь непроходимая
Зелено-ярких вод - поют о новом дне,
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить, а здесь мы как во сне...

Красный конь, летящий над землей, появится и в написанной в 1925 году картине Петрова-Водкина "Фантазия". Красный цвет, сочный, яркий, будет являться во многих полотнах художника. Огненный цвет новой, еще неизведанной, непознанной революционной галактики, рождение которой предвидел, предчувствовал художник...

Когда началась Первая мировая война, картина "Купание красного коня" пропала, затерялась где-то в Швеции, и нашли ее только через сорок лет...

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года на Волге в городе Хвалынске Саратовской губернии. Позже он сам писал: "Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства, устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов..." Кузьма Петров-Водкин был выходцем из народной среды, его мать долгое время работала прислугой у хлеботорговцев. Отец был сапожником. Кузьма пробовал писать стихи, рисовал. Художественное образование он получил сначала в Самаре, где занимался у художника Бурова, а затем в Петербургском училище Штиглица, где учился в 1895-1897 годах, и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое посещал в 1897-1904 годах. Все это время он вел очень трогательную, нежную переписку со своей матерью. Нежность соседствовала в его характере с "колючестью" и даже резкостью. В Москве Петров-Водкин учился у К. Горского, Н. Касаткина и В. Серова и часто выставлял свои работы на ежегодных выставках-аукционах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Подрабатывал на гончарном заводе Сорохтина в селе Всехсвятском под Москвой, давал частные уроки. В 1901 году он впервые выехал за границу - посетил Варшаву, Лейпциг. Часть пути проделал на велосипеде. Некоторое время учился в школе Антона Ашбе в Мюнхене.

Петров-Водкин создавал не только картины, но и пьесы. Одну из них - "Звенящий остров" он переделывал до 1918 года. Работал он и над росписями в церкви Казанской Божьей Матери в Саратове (потом эти росписи были уничтожены как неканонические). В 1904 году на фасаде клиники Р. Р. Вредена было установлено его майоликовое панно "Богоматерь".

Окончив училище, Петров-Водкин отправился в Италию, потом во Францию, где учился в частных парижских студиях и работал. В 1906 году в передвижном театре П. Гейдебурова была поставлена его пьеса "Жертвенные".

В ноябре 1906 года во Франции он познакомился с Маргаритой Йованович, Марой, которая вскоре стала его женой. Матери он написал, что ему очень дорога "первая настоящая нежность к нему женщины и ее желание "понять его загадки". Поехав вскоре путешествовать по Северной Африке, откуда потом привез большой цикл интересных работ, он писал из Алжира своей Маре: "Право, вы с матерью думаете обо мне одновременно... Это так трогательно! Мама говорит: "Спасибо твоей Маре за то, что она тебя хранит, что ты не совершенно одинок в своей трудной жизни... Ты стала мне еще дороже, если это только возможно". Мара, можешь ли ты себе только представить, что это такое - сердце матери! Ты подумай только,- если у нас будет ребенок... ты поймешь, что значит материнская любовь, как это свято..."

После Африки Петров-Водкин путешествовал по Пиренеям. Созданные за это время работы он представил на выставке, которая открылась в 1909 году в Московском салоне "Золотого руна". Выставка имела успех. И с 1910 года Петров-Водкин связал свою судьбу с Петербургом, его поддержали члены объединения "Мир искусства". В это время он написал картины "Сон" и "Мальчики", в которых в иносказательной форме выявил свое отношение к современной российской действительности. Летом ездил на Волгу, где и родились его картины "Купание красного коня", "Мать", "Девушки на Волге". Некоторое время он работал над росписями в храме Василия Златоверхого в Овруче.

Очень мучительно Петров-Водкин переживал начало военных, революционных событий. В одном из писем он писал: "Здесь летают... стреляются, травятся здесь. Страшная Россия. Искренняя до "нутра" в варварстве и культуре. В жуткое время живем мы..."

Будучи ратником лейб-гвардии Измайловского полка, Петров-Водкин с восторгом встретил в 1917 году Февральскую революцию, а после Октябрьской ему предложили ответственный пост в Совете по делам искусств. Он начал преподавать в Академии художеств, вместе со своими учениками оформил Петроград к первой годовщине Октября и создал целую серию натюрмортов, которые стали символами послереволюционной России,- "Утренний натюрморт", "Селедка", "Скрипка", "Розовый натюрморт".

В 1920 году появилась его картина "1918-й год в Петрограде (Петроградская мадонна)". Кроткая, задумчивая женщина - Мать, в которой воплотилась вся глубина и возвышенность его сыновних чувств, его почитание, преклонение перед Женщиной.

Петров-Водкин много ездил по стране, был даже в Самарканде. В 1922 году у него родилась дочь, а в 1923 году он после семилетнего перерыва приехал в свой родной Хвалынск. В этом же году Петров-Водкин написал картину "После боя". В дни похорон В. И. Ленина в 1924 году он делал графические зарисовки, которые потом стали основой целого графического цикла. В 1924-1925 годах вместе с семьей Петров-Водкин жил во Франции, а потом возвратился в Россию, жил под Ленинградом, где в 1928 году родились его картины "Смерть комиссара" и "Девушка у окна". Некоторое время Петров-Водкин лечился в Крыму.

Скончался Петров-Водкин 15 февраля 1939 года и был похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде.

В свое время художник испытал на себе влияние немецких и французских символистов и художников модерна, но постепенно от аллегории перешел к более целостным монументально-декоративным произведениям. Он умел создавать ритмизированные компактные композиции, гармонично соотносить открытые яркие цвета.

В таких своих картинах, как "После боя" и "Смерть комиссара", он создал эффект сферичности пространства. Его композиции построены не по вертикальным и горизонтальным осям, а по наклонным. Зритель словно находится в центре, а его взгляд расходится по окружностям и охватывает все полотно.

Натюрморты Петрова-Водкина просты и лаконичны. Портреты аналитичны и строги. Достаточно вспомнить написанный в 1918 году "Автопортрет" и созданный в 1922 году портрет А. Ахматовой. В творчестве Петрова-Водкина можно уловить и Дух раннего Возрождения, и строгую возвышенность русской иконописи. И в каждой из его работ есть необыкновенная таинственная притягательность. Этим же свойством отличаются и написанные им книги - "Самаркандия", "Хлыновск", "Пространство Эвклида".

Вот какие поэтичные, созвучные многим его картинам строки остались в одной из его записных книжек: "Есть место, где люди приходят тосковать на берег моря. И море молчит перед ними, и люди тогда безмолвны со своей тоской. И солнце медленно опускается в море..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?