Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Генри Мур

Генри Мур (1898-1986) - английский скульптор. Скульптуры Генри Мура чаще всего сравнивают с отполированными морскими волнами и ветром скалами. Один из самых загадочных и непостижимых скульпторов XX столетия пытался передать в своих символических, а иногда и абстрактных композициях не только ритмику, но и динамику жизни. Именно Генри Мура называют среди основоположников витализма (от лат. vitalis - "жизненный").

Если сравнить две его скульптуры - созданную в 1930 году "Полулежащую" (сейчас находится в Институте искусства в Детройте) и "Лежащую" (1958 г., Париж), - действительно кажется, что ветер и дождь выветрили, смыли еще довольно ясно читаемые в первой фигуре человеческие черты. Но чем яснее проступает в антропоморфных формах внутренняя структура, тем выразительнее, поэтичнее и напряженнее делается образ, воспринимаемый нами как архаический и удивительно современный символ.

Генри Мур родился 30 июля 1898 года на востоке Англии в городе Кастлфорд в семье горного инженера. Будущий скульптор был седьмым из восьми детей. Сначала он учился на отделении скульптуры колледжа искусств в Лидсе, а в 1921-1923 годах - в Лондонском королевском колледже искусств. В 1923- 1930-х годах Генри Мур работал преподавателем в этом же колледже.

Английское искусство в то время ориентировалось на классику, а Генри Мур с самого начала был увлечен скульптурой древней Месопотамии, Египта, крито-микенской и архаической греческой культурой, изучал произведения, созданные в тропической Африке и доколумбовой Америке. Именно там нашел он созвучные его мировосприятию текучие, "органические" формы, которые давали возможность создавать пластику, которая воспринималась как естественная часть природы.

Когда в 1928 году в Лондоне прошла первая персональная выставка Мура, его не поняли и не приняли.

А между тем он уже в 20 - 30-е годы начал разрабатывать свои излюбленные мотивы - "Мать и дитя", "Семейная группа" и т. д. В 1938 году появилась одна из его самых абстрактных пластических композиций - "Струнные мать и дитя". (Обобщая монументальные формы, Генри Мур добивался необыкновенной внутренней напряженности и ритмической цельности образов. Его женские образы по-особому весомы, они как бы находятся во власти силы земного притяжения. И самое удивительное, что даже бронза кажется в скульптурах Мура текучей, пластичной, легко изменяемой.

Впервые о Генри Муре заговорили как об оригинальном, интересном художнике только в 1941 году, когда он создал серию рисунков "Метро", которая была посвящена будням военного Лондона. Превращенное в бомбоубежище метро дало ему возможность показать общее состояние страха, беззащитности человека перед нависшей угрозой. Но тоннели лондонского метро были и символом силы человеческого единения.

Особенно выразительно тема семьи зазвучала в творчестве Генри Мура в 40-е годы. В 1948-1949 годах он создал свою "Семейную группу", где женщина, мужчина и ребенок, оставаясь каждый в своей образной форме, сливаются в единое, неразрывное целое.

В 1952-1953 годах Генри Мур работал над скульптурной группой "Король и королева".

Все работы Мура очень органично вписываются в реальное, окружающее их пространство, да и само пространство как бы обтекает их, а через пластические отверстия, кажется, даже перетекает из плоскости в плоскость. Абстрактные, а иногда и довольно реалистичные скульптуры Мура напоминают волшебные ленты Мебиуса, воплощающие бесконечную пластику движения.

В 1982 году в Лидсе были открыты галерея Генри Мура и Центр обучения скульпторов. В церемонии открытия принимала участие сама королева Великобритании.

"Лежащая фигура" работы Генри Мура, установленная в 1958 году перед зданием ЮНЕСКО в Париже, осталась символом всей культуры XX века, века возрождения скульптуры в новом - пространственно преобразующем - ее качестве.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?