Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ (1886-1969) - немецкий архитектор. Вершиной творчества Мис ван дер Роэ считается павильон Германии, спроектированный им в 1929 году для выставки в Барселоне. Никто не ограничивал его ни в выборе материала, ни в денежных средствах. И архитектор полностью доверился своей фантазии. Он предложил поставить павильон на цоколь из травертина с двумя бассейнами, которые были облицованы черным стеклом. Кровля опиралась на отдельно стоящие асимметричные стены из оникса, травертина, зеленого мрамора и на два ряда стальных, крестообразных в сечении, хромированных стоек. Интерьер разделяли прозрачные дымчато-серые и бутылочного цвета стеклянные перегородки. Светящуюся стену образовывали подсвеченные изнутри две плоскости из травленого стекла. В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Центром, фокусом всей композиции стала стоящая над зеркальной гладью малого бассейна, высеченная из зеленого мрамора "Танцовщица" Георга Кольбе. На фоне отливающих блеском геометризиро-ванных поверхностей нежный силуэт девушки, которая как бы застыла в грустном танце, воспринимался символом целой эпохи. Когда выставка закрылась, павильон разобрали и отправили в Германию, где он безвозвратно пропал. Однако принципы его архитектуры повлияли на развитие зодчества всего XX столетия. До сих пор художники всего мира пристально изучают оставшиеся после выставки фотографии. Были даже попытки полностью повторить павильон, но, увы, они не осуществились.

С самого начала своей творческой жизни Мис ван дер Роэ, известный всему миру как директор "Баухауза", стремился сделать свои постройки максимально выразительными. Он выдвинул идею "универсальной архитектурной формы", которая заключалась в том, что единое внутреннее пространство должно давать максимум возможностей для самого разнообразного использования интерьера.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в 1886 году в Аахене. Его отец был тесальщиком камня и смог дать ему первые уроки строительного искусства. Людвиг учился сначала в народной, а затем в ремесленной строительной школе, работал подручным на стройках, часто там же, где и его отец. Это была суровая трудовая школа. В пятнадцать лет Людвиг поступил чертежником-рисовальщиком в мастерскую гипсовой орнаментики, где в это время изготавливали по заказам шаблоны орнаментов всех стилей и эпох. "Людовик XIV - до обеда; ренессанс - после обеда",- как шутя рассказывал об этих годах Мис ван дер Роэ. В 1905 году он переехал в Берлин, где начал работать у архитекторов, специализирующихся по сооружениям из дерева. В 1907 году он самостоятельно построил свой первый дом - дом Риля. И в 1908 году молодой Мис устроился в проектное бюро Беренса. Петер Беренс, выдающийся архитектор немецкого классицизма, считается одним из первых европейских дизайнеров. Не обошел он своим вниманием и стиль модерн. Беренс был среди первых архитекторов, которые начали проектировать современные промышленные сооружения. Кроме Мис ван дер Роэ, в его бюро в это же время проходили подготовку молодые Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. Именно от Беренса Мис ван дер Роэ воспринял его новый подход к конструкциям как к первооснове архитектуры. Позже он вспоминал: "Я понял тогда, что архитектура - это не только новые формы. Я старался понять, в чем состоит ее главная задача. Я старался найти ответ..."

Немалый опыт архитектор приобрел, осуществляя авторский надзор за строительством спроектированного Беренсом германского посольства в Петербурге. В 1912 году двадцатишестилетний Мис ван дер Роэ получил приглашение от госпожи Кроллер, которая владела знаменитым собранием картин "Коллекция Кроллер-Мюллер". Она просила построить для нее дом-музей в Гааге. Талантливый сотрудник проектного бюро Петера Беренса исполнил в натуральную величину из дерева и холста макет дома-музея. И это здание, в котором очень сильно чувствовалось влияние архитектуры эпохи классицизма, как говорят современники, было значительно интересней тех, что строились по проектам Беренса. Таким образом, ученик превзошел своего учителя.

В 1913 году Мис ван дер Роэ покинул Беренса и открыл в Берлине свое проектное бюро. Он сразу оказался в первых рядах архитекторов-авангардистов, организовывал выставки, руководил архитектурным отделением художников "Ноябрьской группы", издавал журнал. В одной из статей, критикуя формализм, он писал: "Форма - не цель нашей работы, а ее результат. Форма сама по себе не существует. Форма как самоцель - формализм, а это мы отрицаем".

В 1919-1924 годах Мис ван дер Роэ разработал пять, к сожалению, так и не осуществленных проектов, которые являются квинтэссенцией развития современной архитектуры. Это, в частности, проект небоскреба в Берлине, в плане напоминающий трехчастный кленовый лист, и небоскреб, план которого был похож на рельефы скульптора Ганса Арпа. Мис ван дер Роэ впервые использовал в архитектуре специфические стекла. Изучая макеты своих небоскребов, он увидел, что плоскости остекленных стен, расположенные под различными углами друг к другу, отражают на своей поверхности соседние дома и природу и становятся гигантскими зеркалами. Таким образом, конструкция здания как бы растворяется в окружающей среде и отступает на второй план. В этих двух проектах, кроме того, был впервые разработан принцип "кожи и костей", исходя из которого несущий каркас полностью отделяется от его заполнения. Интересны и административное здание из железобетона, и проект выполненного в геометрической манере сельского дома из кирпича, навеянный живописью Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга, где пространство безостановочно "течет" через дом, а интерьер постепенно растворяется в экстерьере, и сельский дом из железобетона, который отличался "центробежной" композицией плана - его внутренние помещения как бы устремлялись в ландшафт.

Через некоторое время Мис ван дер Роэ стал первым вице-президентом немецкого Веркбунда - организации, которая ставила своей целью объединить развитие искусства и ремесла, промышленности и торговли для повышения качества промышленной продукции. Веркбунд подготовил в Германии почву для организации знаменитого "Баухауза". В 1927 году в Штутгарте Веркбунд устроил свою вторую выставку на тему "Современное жилище", руководителем и генеральным проектировщиком которой был назначен Мис ван дер Роэ. Он пригласил участвовать в ней самых прогрессивных архитекторов Европы.

Выставка в Штутгарте представляла собой застройку нового квартала Вайсенкоф различными жилыми ячейками. Генеральный план застройки выполнил Мис ван дер Роэ. В числе пятнадцати приглашенных, кроме самого Мис ван дер Роэ, рядом с уже известными архитекторами Петером Беренсом, Гансом Пельцигом были и начинавший тогда Ганс Шарун, молодой Ле Корбюзье, который в соавторстве с Пьером Жаннере продемонстрировал свои пять программных положений новой архитектуры, и Вальтер Гропиус, который показал первый дом из сборных элементов, и голландец Якобус Иоганнес Питер Ауд, представивший блокированный жилой дом. Мис ван дер Роэ предложил вниманию зрителей самый крупный в квартале четырехсекционный жилой дом. Стены, разделяющие секции, лестничные клетки и санузлы оставались в нем неподвижными. А вот планировка квартир могла приобретать различные варианты благодаря подвижным перегородкам.

Нацисты, пришедшие к власти в 30-е годы, новую архитектуру назвали "неарийской" и "варварской" и даже изменили внешний вид этих зданий, переделав их плоскую кровлю на остроконечную, готическую и покрыв ее традиционной немецкой черепицей.

В барселонском павильоне и вилле Тугендхата (1930) Мис ван дер Роэ продемонстрировал свое искусство проектировщика мебели, которая в виде готовых моделей и по сей день широко используется другими архитекторами, и прежде всего представителями его школы, например, американской архитектурной фирмой "Скидмор, Оуингс и Меррилл".

На Берлинской строительной выставке 1931 года экспонировался проект дома, в котором свободно стоящие стены, продолжающиеся за контур здания, связывали его интерьер с экстерьером. В этот период Мис ван дер Роэ начал исследовать в своих проектах новый тип дома - дом с атриумными двориками, вписанный в четкий прямоугольник глухих стен, после чего он все чаще сосредотачивался на проектировании очерченного жетскими прямоугольными границами замкнутого пространства.

В 1930 году Мис ван дер Роэ занял почетный пост директора "Баухауза". Создатель и идеолог "Баухауза" Вальтер Гропиус собрал вокруг себя в качестве преподавателей, которые носили звание "мастеров", многих активных приверженцев нового искусства. Это архитектор и дизайнер Марсель Брейер и декоратор Ласло Мохой-Надь, Василий Кандинский и Пауль Клее. Однако в 1928 году Гропиус оставил "Баухауз", через некоторое время это же сделал и его преемник - архитектор Ганнес Майер. Нацизм, набравший силу в Германии, объявил все, что не отвечает доктрине преемственности наследия "Римской империи германской нации",- "негерманским". Мис ван дер Роэ, который возглавлял в это время "Баухауз", в 1932 году был вынужден передислоцировать его из знаменитого, построенного Гропиусом комплекса зданий в Дессау в полузаброшенные фабричные корпуса на окраине Берлина. Нацисты начали подозревать, что там печатаются антифашистские листовки, произвели в школе обыск. Началась травля в печати. После аудиенции у гитлеровского эксперта по культуре Розенберга Мис ван дер Роэ решил закрыть "Баухауз". В 1938 году он переселился в США, где начал руководить архитектурным отделением Технологического института в Чикаго. Одновременно он спроектировал новый комплекс сооружений Иллинойского технологического института.

Проектируя комплекс, Мис ван дер Роэ ввел принцип универсальности, которому отвечала геометрическая прямоугольная сетка генерального плана с ячейкой определенных размеров. Она регламентировала габариты самих зданий, свободного пространства между ними и единый вертикальный модуль. Этому принципу отвечала также конструктивная и планировочная основа здания - металлический каркас, который использовался здесь и в качестве единого универсального стилеобразующего приема.

В 1958 году, после того как Мис ван дер Роэ перестал преподавать, из двадцати четырех спроектированных им сооружений комплекса было построено только двенадцать. Администрация института прекратила с ним свои отношения и поручила застройки чикагскому отделению фирмы "Скидмор, Оуингс и Меррилл". Независимый и гордый мастер не захотел руководить застройкой.

Мис ван дер Роэ говорил: "Я не верю, что скульптура или живопись может быть включена в первоначальную основу проекта. Сначала архитектор должен работать один, я считаю, что важнее всего чистая конструкция сама по себе. Здесь мои взгляды расходятся с Ле Корбюзье, так как он еще и художник. Он стремится вводить цвет в свои здания. Я предпочитаю материалы в их естественном виде. Проектируя здания, я не верю, что в них возможна кооперация между художником и архитектором. Причина простая: мой принцип каркасности всегда имеет объективный характер, а не субъективный. Я поддерживаю хорошие отношения с художниками, но их работа ничего не значит для моей работы". Однако в созданных в эти годы коллажах, таких, например, как "Интерьер музея с картиной Пикассо "Герника" (1942), Мис ван дер Роэ убедительно показал возможность сосуществования в "его" архитектуре произведений самых разных художников.

Интересно сравнить творчество Мис ван дер Роэ с творчеством других выдающихся архитекторов. Например, Райт заключил музей Гуггенхейма в Нью-Йорке в заранее заданный глухой железобетонный объем раковины-спирали, Ле Корбюзье во всех своих музеях направляет посетителя строго по виткам, как бы по бесконечно раскручивающейся квадратной спирали, освещаемой через потолок. Музей или выставка Мис ван дер Роэ - это легко преобразуемое универсальное пространство, в котором можно устраивать любые экспозиции, осуществлять самые разные трансформации.

В Америке перед Мис ван дер Роэ открылись новые возможности для реализации его замыслов, и он смог создать целую галерею сооружений-символов. Первоосновой некоторых является один объем, и они как бы воплощают принцип "универсальности пространства", но есть среди них и высотные сооружения со сложной функциональной программой.

В 1950 году чикагский врач Эдит Фарнсворт заказала Мис ван дер Роэ проект своего загородного дома для отдыха, и он построил здание, в котором выразил одну из главных концепций своего понимания архитектуры. В живописном природном окружении у берега Фокс-Ривер была установлена простая структура из восьми металлических стоек. У дома не было угловых опор, казалось, что его пространство не имеет видимых границ на углах и может простираться за границы дома. Главным в проекте было движение, динамика. "В интерьере такого дома,- говорил Мис ван дер Роэ о Фарнсворт-Хаус,- всегда видишь цветы, кустарник и небо в белом обрамлении, и белый цвет еще больше подчеркивает прекрасные краски ландшафта".

Заказчица, правда, была разочарована. Ее выражение "архитектура кожи и кости" подхватила печать. Но были и те, кто писал: "Сооружение представляет собой воплощение воли архитектора решить задачу нашего времени методами и средствами будущего... Эволюция человеческого жилища, идущая от пещеры,- закончена. Новый путь указан..."

В построенном в 1951 году по проекту Мис ван дер Роэ доме "50x50" дематериализовались не только интерьер, но и фасады.

В 1955 году Мис ван дер Роэ сделал проект здания факультета архитектуры и промышленного проектирования Иллинойс -кого технологического института - Кроун-Холл, где внутреннее пространство должно было служить прообразом проектных бюро будущего. Любимыми строительными материалами архитектора были сталь и стекло.

Еще одна идея Мис ван дер Роэ - создание проекта театра универсального пространства - одна из основополагающих в XX веке идей усовершенствования театральных зданий. Она стоит в одном ряду с идеей "тотального театра" Гропиуса, "спонтанного театра" Ле Корбюзье и "театра органической архитектуры" Райта.

Среди последних проектов Мис ван дер Роэ - Конвеншен-Холл, административное здание торговой фирмы "Бакарди", здание Национальной галереи в Западном Берлине, к которому примыкает "парк скульптур", обязательный во всех мисовских проектах музеев.

Именно универсальность делала все строения Мис ван дер Роэ практически нестареющими.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?