|
||
Хоан МироХоан Миро (1893-1983) - испанский живописец, график, керамист. Пристально вглядываясь в действительность, Миро в середине 20-х годов научился переводить реальные, узнаваемые образы на им самим изобретенный тайный художественный язык. Написанная в 1923-1924 годах картина Миро "Каталонский пейзаж. Охотник" - это уже не сюжетная композиция, а, скорее, магическая формула. Только наша фантазия способна воссоздать целое из разбросанных по полотну деталей, отдельных геометрических фигур, прямых, ломаных, извилистых линий, неуловимых языков пламени. Это архетипические знаки, мифологемы, сопоставление, противопоставление которых делает композицию напряженной и динамичной. Значение каждого можно расшифровать. Например, Солнце и Луна - это вечно противоборствующие мужское и женское начала. Треугольники - знаки вездесущего пола. А землю и небо соединяет лестница Иакова... Таинственные знаки не выдуманы художником. Они им открыты в процессе глубокого изучения традиционного и народного искусства. И именно потому доступны для понимания практически каждым человеком, к какой расе он бы ни относился и на какой ступени развития цивилизации ни находился. Миро умел чувствовать себя абсолютно свободным, умел доверять своей интуиции, быть по-детски непосредственным. Рано пришедшим и долгим, основательным своим успехом он был обязан себе самому. Миро умел и любил работать, работать вдумчиво, упорно, дерзко преодолевая все трудности. И сегодня художники-авангардисты считают его своим духовным отцом. Родился Хоан Миро 20 апреля 1893 года в Барселоне в семье часовщика и золотых дел мастера. В школе Хоан из всех уроков любил только необязательное рисование. И в 1907 году он записался в школу ремесел и в художественную школу. А через три года поступил на работу в торговый дом Дальмо-и-Оливерас на должность помощника бухгалтера. В 1911 году Хоан Миро заболел тифом и пережил сложнейший нервный срыв. Только в 1912 году ему вновь разрешили посещать класс Франческо Гали в художественной школе, где он сдружился с Э. Рикаром и Л. Артигасом, будущими известными испанскими художником и керамистом. Всю свою жизнь Миро был связан с родной Каталонией. Как большинство каталонцев, он отличался дружелюбием и любезностью. И как истинный испанец, выявлял в своем творчестве постоянное беспокойство, страх перед любовью и смертью. Миро был очень организован, практичен и в то же время умел и любил фантазировать. После начала Первой мировой войны в Барселоне, и в частности в галерее Жозефа Дальмо, где впервые выставились Пикассо, Леже, все чаще стали появляться французские художники и поэты. Миро в 1915 году снял вместе с Рикаром мастерскую и начал посещать художественный кружок в Сант-Лкж. В 1918 году в галерее Дальмо состоялась первая выставка Миро, после чего он принял участие в выставке "Группы Курбе", поехал в Париж, где познакомился с Пикассо. Рисунки Миро становились все более легкими, даже прозрачными. А живопись, излишне связанная с предметным миром, наоборот, составляла довольно мрачное впечатление. Хотя Миро уже начал писать не только пейзажи, но и натюрморты, портреты и обнаженную натуру. Изучая новые течения, Миро освоил художественный язык экспрессионизма, потом фовизма, кубизма. Зиму 1920-1921 годов он провел в Париже, а в 1922-1925 годах работал в мастерской на улице Еломе, где его соседом стал Андре Массон и где он познакомился с основоположниками сюрреализма Бретоном, Арагоном, Элюаром и ставшими уже довольно известными Хемингуэем, Арто и Превером. Именно в это время Миро начал использовать свой своеобразный знаковый художественный язык. Работая над этапными для него картинами "Вспаханное поле", "Охотник", Миро в 1923 году писал: "Мне удалось избежать абсолютизации натуры, и мои пейзажи не имеют ничего общего с внешней действительностью... Я знаю, что ступил на рискованную дорогу, что меня будет охватывать паника, паника путников, следующих тропой, где их подстерегает опасность; я все преодолею благодаря дисциплине и серьезности, с которыми работаю". Действительно, именно эти дисциплина и серьезность помогали Миро оставаться самим собой. В 1925 году его выставка открылась в галерее Пьер. Это был одновременно успех и скандал. Именно после этой экспозиции Миро на целых два года отказался от использования магической схематизации и, следуя лозунгам сюрреалистов, попробовал отдаться спонтанному, свободному раскрытию своих сновидений. В 1926 году он вместе с Максом Эрнстом работал над созданием декораций к балету "Ромео и Джульетта", хотя друзья-сюрреалисты не одобряли эту его затею. В 1926-1927 годах появились похожие на галлюцинации картины Миро "Фигура, бросающая камень в птицу", "Собака, лающая на луну", "Кузнечик", "Заяц", "Обнаженная". Съездив в Голландию, Миро начал свободно перелагать произведения голландских живописцев. Так появились несколько редакций "Голландского интерьера", "Картофель" и др. Окончательное признание к Миро пришло 1928-1931 годах, особенно после выставки, организованной Пьером Лебом в галерее Бернхейма. В 30-е годы Миро создавал не только живописные полотна, но и маленькие картинки на дереве, рисунки-коллажи, в которых ощущалось влияние модерна, а потом и монументальные композиции. В это время выставки работ Миро прошли в Париже, Нью-Йорке, Копенгагене, Люцерне, Лондоне, Токио. Миро принимал участие в работе павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже. В его произведениях все выразительнее начинало звучать что-то тревожное, даже болезненное, похожее на детские страхи или кошмары. Он переехал в Варанжвиль, а когда началось немецкое вторжение, отправился на Мальорку, затем в Монтроич и Барселону. В 1942-1944 годах Миро начал делать вместе с Артигасом свою неповторимую, такую же таинственную, как его живопись, керамику. В это время появились такие его скульптуры, как "Голова", "Фигура", "Лунная птицы" и "Солнечная птица". Скорее всего, бессознательно Миро использовал во многих своих керамических изделиях и скульптурах символы богини-матери, символы плодородия и обрядов посвящения. Особое влияние оказали на Миро две поездки - в Нью-Йорк в 1947 году и в Париж - в 1948-м. Некоторые его картины этого периода, например, "Луна", "Красное солнце глотает паука", написаны со здоровым чувством юмора. В 1950 году Миро начал создавать свои знаменитые картины-объекты - на холсте, картоне или мазоните. Очень часто он включал в эти композиции небольшие предметы - проволоку, воск, веревки и т. д. В 1956 году Миро переехал в свою новую мастерскую в Пальме, а выставки его работ начали демонстрироваться по всему миру. В 1959 го ду он получил большую международную премию фонда Гуггенхейма. В 1960-1961 годах на выставках в Барселоне и Париже было показано большое керамическое панно, исполненное для Гарвардского университета. Много интересных работ создал Миро, иллюстрируя поэтические сборники. А в 1971 году издал книгу своих стихотворений "Ящерица с золотыми перьями". В 60-е годы Фонд Маг предоставил Миро исключительные условия для работы. С помощью мастеров, направленных к нему фондом, он начал выполнять свои оригинальные литографии, много экспериментировал. В 1976 году в Барселоне был открыт Фонд Миро - Центр изучения современного искусства. Умер Миро в Пальма-де-Мальорка в 1983 году. Сегодня его имя в сознании человечества - это целый мир воплощенных на полотне и в глине необычных красочных фантазий и раздумий. Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |