Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Александр Куприн

Александр Куприн
Александр Куприн

Куприн Александр Васильевич (1880-1960) - русский живописец. В 1888 году Ван Гог написал свои знаменитые "Подсолнухи" и "Натюрморт с гипсовой статуэткой". В 1919 году появились "Подсолнухи в цвету" и "Натюрморт с синим веером и скульптурой Б. Д. Королева" Александра Куприна. Одни и те же цветы. Почти одни и те же предметы. Но как по-разному отражаются они в полотнах - зеркалах этих художников: у Ван Гога уже в рисунке, в четко выделенных, очерченных формах чувствуется как бы внутреннее напряжение, экспрессия. Его подсолнухи как бы хранят в себе непостижимую тайну. У Куприна же широко, ясно написанные цветы, кажется, могут раствориться в живом, пульсирующем фоне. Смотришь на них и чувствуешь великую радость от встречи с таким совершенным, мудрым творением природы. Живопись Куприна сочная, ясная, солнечная. А вот в "Натюрморте с синим веером..." уже не только и не столько эмоциональное, но и рациональное видение определяет структуру композиции.

Будучи одним из основателей объединения "Бубновый валет"; хорошо зная принципы кубизма, Александр Куприн в лучших своих произведениях гармонично сочетал декоративное начало и остроаналитическое проникновение в натуру.

Жизненность и характерность были главными чертами не только натюрмортов, но и пейзажей, композиций Александра Куприна. Он любил повторять, что, если у художника нет ярко выраженного отношения к предмету, у него никогда не получится интересного художественного образа. И, раскрывая своим ученикам секрет того, как написать хороший этюд, советовал: "Нужно начинать с того, что сразу больше всего захватило, а потом, постепенно, можно привязывать все остальное".

Глубоко изучая творчество импрессионистов и постимпрессионистов, все новые художественные течения начала XX века, Александр Куприн смог выкристаллизовать свой, личный творческий подход к воспроизведению натуры, научился передавать в красках неповторимое эмоциональное звучание каждого пейзажа, каждой вещи, цветка, модели.

Александр Васильевич Куприн родился 23 марта 1880 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии в семье преподавателя уездного училища. Именно воспоминания раннего детства стали основой его художественного видения. Уже в конце жизни Александр Куприн вспоминал: "Все кругом как бы улыбалось мне. Я помню пышные пионы, гордость моей матери, розы, декоративные кустарники, гудящих шмелей, барахтающихся внутри лилий и петуний, бабочек, собирающих своими тонкими, спирально изогнутыми хоботками сладкий сок душистых цветов, задорное чириканье воробьев, гнездившихся под карнизами наших окон, наконец, особый звук, когда бондари, наши соседи, набивали обручи на новые кадки и бочки..."

Отец Александра Куприна преподавал историю и географию, у них в доме часто собирались друзья отца, играли на рояле, пели. Сам Александр Куприн всю жизнь не только рисовал, но и играл, сочинял музыку. Уже став знаменитым художником, он привез в свою мастерскую орган, послушать его игру часто приходили его московские друзья.

Поступив в классическую гимназию, Александр Куприн начал заниматься у Н. Евсеева, который в свое время учил рисовать И. Машкова, М. Родионова. Вскоре семья переехала в Воронеж. А когда А. Куприну было всего шестнадцать лет, умер отец. Начались материальные трудности, и Александр поступил на должность конторщика Юго-Восточной железной дороги. В свободное время он писал этюды и много рисовал, пристально вглядываясь в переплетение ветвей деревьев, в колышущиеся под ветром цветы и разнотравье и, Главное, в небо, которое всегда было для него камертоном всего цветового состояния картины.

Великой радостью стало для начинающего художника открытие в Воронеже при Обществе любителей художеств бесплатной школы живописи и рисования, где он смог учиться у Л. Соловьева и М. Пономарева.

В 1902 году Александр Куприн поехал в Петербург и поступил в частную школу-мастерскую академика Л.Дмитриева-Кавказского. В то же время, чтобы заработать, он делал монументальные мозаичные панно и копии картин великих русских художников. О своей непростой жизни в Петербурге он подробно, очень эмоционально писал своей любимой девушке Анастасии Полозанцевой в Воронеж: "Теперь в Питере приходится круто. Спать, гулять и закрывать глаза не полагается. Скоро побегу очертя голову искать заработка. Для этого нужно немного обозлиться".

Потерпев неудачу с поступлением в Петербургскую академию художеств, в 1904 году Александр Куприн переехал в Москву, где решил поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества и, чтобы успешно сдать экзамены, занимался в частной студии К. Юона. Мечтой Александра Куприна было учиться у В. Серова. Но к тому времени, когда Куприн окончил фигурный класс и перешел в натурный, после которого должен был заниматься в мастерской Серова, Серов уже ушел из училища, и Куприн учился у Коровина.

В 1905 году Куприн женился на А. Полозанцевой, той самой девушке, которой он писал такие искренние письма в Воронеж. Вместе они прожили более пятидесяти лет. В тот год на лето они переехали в деревню Мазилово под Москвой. В этом же году у них родился сын Александр (в 1923 г. случится большая беда - сын утонет в Москве-реке). Куприн писал подмосковные пейзажи, писал и в солнечную погоду, и в дождь. В 1907 году он заболел туберкулезом и вынужден был ехать лечиться в Крым.

Потом Куприн часто повторял: "Кто не видел моря, тот не видел второй половины мира..."

Крымские пейзажи навсегда пленили его своей необычной, сказочной гармонией. Он не только писал, но и изучал разные состояния природы. Наблюдая за морем, заметил: "Цвет моря слагается из двух основных факторов - цвета морской воды и бликов на ее поверхности. Чем толще слой воды, тем интенсивнее аквамариновый цвет ее". Особенно большое впечатление произвел на Куприна Гурзуф.

С 1908 года он участвовал в художественных выставках. В 1909 году ездил писать индустриальные пейзажи в поселок Каменное. В это же время он познакомился с П. Кончаловским.

Живопись импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов, Брака, Пикассо, с которой Куприн имел возможность познакомиться в щукинской галерее, галерее Морозова, встречи на выставке "Золотого руна" были для него, как он позже писал, глотком свежего воздуха.

Именно в это время он почувствовал, что должен писать не совсем гак, как учат в училище. В 1910 году А. Куприн, П. Кон-чаловский, И. Машков и В.Рождественский решили организовать группу "Бубновый валет". О возникновении этого не совсем обычного названия А. Куприн писал: "Я был у Ларионова и Гончаровой. Сидели, рассматривая репродукции с картин французов. Ларионов взял в руки карту бубнового валета. "Вот почему бы не назвать нашу выставку, наше объединение "Бубновый валет". Это было бы протестом против обоснованного какой-то идеологией названия, вроде "Мир искусства", "Голубая роза", выражающих устремление к утонченной извращенности с погоней за модой".

Позже Ларионов и Гончарова вышли из "Бубнового валета" и начали организацию своих выставок - "Ослиный хвост", "Мишень" и др. А группа художников во главе с Кончаловским, Машковым, Лентуловым, Куприным, Рождественским, Фальком еще больше укрепилась на реалистических позициях. Организуя свои выставки, они приглашали участвовать в них французских художников - Пикассо, Матисса, Леже и др. В это время Куприн называл кубизм, кубофутуризм, имажинизм, супрематизм, лучизм, абстракционизм "наркозом" и был уверен, что на смену им придет настоящее, как он считал, здоровое искусство.

На творчество "бубнововалетовцев" оказала влияние не только французская живопись, особенно Сезанн, но и русское народное искусство.

В живописи Куприна, как и других бубновалетовцев, очень ясно прозвучала новая интерпретация рисунка и цвета. Цельность восприятия реальной действительности утверждалась им в строгой построенности формы и цвета.

Натюрморты А. Куприна - это не мертвая природа, они полны жизни, света, тепла. В 1910 году появились "Мальвы на черном фоне", в 1911-1912 - "Натюрморт с книгами и со свечой", который сейчас находится в собрании Третьяковской галереи.

Ярко индивидуальны и написанные в это время пейзажи - "Турецкие фелюги. Гудауты. Кавказ", "Пейзаж с горой".

В 1913-1914 годах Куприн ездил во Францию и Северную Италию. Манера и взгляд художника меняются. Например, в пейзажах 1914-1915 годов слитные мягкие формы листвы противопоставляются контурам стволов, а натюрморты 1917 года с искусственными цветами и фруктами подчеркнуто декоративны. В это же время А. Куприн пишет очень интересные работы с обнаженной натурой. Это не просто натурные этюды, а станковые картины, в которых форма лепится крупными планами, светотенью, что придает телу особую скульптурность.

После революции Александр Куприн участвовал в осуществлении так называемого ленинского плана монументальной пропаганды, создавал декоративные панно для оформления Москвы к различным революционным праздникам, работал ассистентом у К. Коровина во Вхутемасе, потом преподавал в Нижегородской и Сормовской художественных мастерских, стал профессором живописи театрально-декоративного, а потом керамического отделения Вхутемаса.

Как и многие художники в то время, Куприн работал над индустриальной темой - побывал на заводе имени Петровского в Днепропетровске, московских заводах, нефтяных промыслах в Азербайджане, преподавал в Текстильном институте, писал Донбасс и Бахчисарай.

Он был не только очень эмоциональным, но и вдумчивым художником. В своих "Советах ученикам" он акцентировал внимание на том, что теплые цвета - это цвета приближающие, а холодные - отдаляющие, а в композиции учил видеть обобщенно, фиксировать внимание на главном, а второстепенное обобщать.

18 марта 1960 года Александр Куприн умер.

Его многочисленные ученики, многие из которых стали известными художниками, до сих пор вспоминают, как он говорил им: "Смотрите шире. Занимайтесь не жилописью, а живописью". Этим искусством он сам владел в совершенстве.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?