Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Петр Кончаловский

Петр Кончаловский
Петр Кончаловский
Петр Кончаловский

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) -русский живописец. Его Лермонтов... В 1941 году великий русский поэт увиделся Петру Кончаловскому молодым драгунским офицером, который, переезжая из Тифлиса во Владикавказ, сделал остановку в пути и вот теперь присел на диван, задумался... Он грустен, но грусть его светла, именно из такой грусти и рождается вдохновение, рождаются возвышенные поэтические строки...

В детстве Петр Кончаловский знал наизусть всего "Мцыри". А когда его отец-переводчик решил в 1880 году издать сочинения Лермонтова с иллюстрациями лучших русских художников, Петр Кончаловский мог наблюдать, как работал над рисунками сам Врубель, и позже вспоминал: "Все тогда его узнали и оценили. А тогда он голодал. Отец, чтобы помочь ему в работе, поселил его у нас... Писал он все время, а я торчал у него тоже все время. Мешал, наверное, страшно. Рисунок ему не понравился - он изрежет, выбросит, а я подберу, склею и под подушку к себе... Мне казалось, что он рвет и бросает какую-то часть Лермонтова..."

Петру Кончаловскому часто предлагали написать что-нибудь на лермонтовскую тему, но он всегда отказывался. Но в 1941 году, когда немцы бомбили Москву, он вдруг сам решил написать этот портрет... В мастерской было холодно, и он перенес полотно домой. Но и здесь писать приходилось в полушубке и перчатках. На время бомбежки он прерывал работу и спускался в бомбоубежище. Так рождался один из лучших его портретов.

В свое время, досконально изучив французскую живопись, проникшись духом Сезанна и разобравшись в кубизме, Петр Кончаловский, один из основателей объединения "Бубновый валет", поражал всех необыкновенной, стихийной праздничностью красок, большим оптимизмом. Он удивительным образом открывал глубинную, чувственную красоту мира. Его натюрморты, пейзажи, портреты чаще всего жизнерадостны, жизнеутверждающи. Говорят, что в семьдесят лет Кончаловский радовался жизни так же, как в семь.

Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали. Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников - Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля...

В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана. По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.

Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна.

В 1907 году Петр Кончаловский поехал в Париж и посетил там выставку Ван Гога, которая потрясла его.

"Произведения Ван Гога,- писал позже Петр Кончаловский,- раскрыли мне глаза на мою живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, как раньше, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее... а настойчиво искать в ней характерное..."

До этого он писал работы в духе К. Коровина. А в 1908- 1909 годах прошел своеобразную стадию фовистской активизации цвета. Влияние Ван Гога ощутимо в "Доме в розовом" и других пейзажах Южной Франции, написанных в это время.

В 10-х годах Петр Кончаловский увлекался холстами Ларионова. И это нашло отражение в таких его работах, как "Перец и пурон" и "Наташа на стуле".

В это время Кончаловский и Машков, Лентулов, Фальк, Куприн образовали общество "Бубновый валет". Все они очень внимательно изучали принципы кубизма, увлекались Сезанном, но всегда оставались верными натуре. Композиции Кончаловского обычно очень просты. Он умел отбросить все случайное, однако всегда придавал натуре чувственную материальность, как бы концентрировал заложенную в каждой вещи энергию. Живопись Кончаловского отличается особой плотностью. Некоторые говорят, что его краски замешаны не на масле, а на глине.

Предпримитивистской можно считать написанную Кончаловским в 1910 году композицию "Бой быков". Натура в натюрмортах и композициях и даже портретах Кончаловского как бы утрачивает свою динамичность, будто находится в оцепенении. Главное в ней - характерность.

"Нагнетание характерности" особенно заметно в двух семейных портретах 1911 и 1912 годов, первый из которых П. Муратов назвал "черным", а второй "сиенским". Мы видим жену Кончаловского Ольгу Васильевну, сына Мишу, дочь Наташу, которую он очень любил рисовать. Она в будущем стала известной писательницей, вышла замуж за поэта Сергея Михалкова. А их сыновья - Андрон Михалков-Кончаловский и Никита Михалков сейчас одни из самых популярных и известных в мире кинорежиссеров.

В 1910-1912 годах в работах Кончаловского вдруг появилась так называемая "подносно-черная" основа, которая присутствует не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах, давая возможность еще полнее ощутить звучность красок. В это время были написаны натюрморт "Пиво и вобла" и натюрморты с цветами.

По-новому написаны итальянские пейзажи 1912 года - "Сиена", "Сан-Джиминиано". Здесь уже ощущается внутреннее движение, жизнь.

Лентулов вспоминал: "Кончаловский писал колоссальное количество этюдов ежегодно, не менее шестидесяти".

Наиболее же напряженными, энергичными воспринимаются натюрморты с законченными примитивистскими решениями - написанные в 1912-1913 годах "Палитра и краски", "Печка", "Сухие краски".

В 1914 году Петр Кончаловский попал на фронт артиллерийским офицером и сражался против немцев.

Всю жизнь Кончаловский очень любил писать натюрморты. В 1916 году появился его удивительный натюрморт "Агава", в 1939 - "Глухари", в 1946 - "Подсвечник и груши", в 1955 - "Клубника".

Своим духовным отцом Петр Кончаловский всегда считал Сурикова. В конце 20-х годов ему пришлось подолгу жить и работать в Новгороде, и художник вдруг с особой остротой ощутил необходимость воплощения национального начала, которое так полнозвучно звучало в творчестве его духовного наставника.

Очень интересны портреты Кончаловского, где человек показан в мгновение особого вдохновения - это и портреты Пушкина, Лермонтова, композитора Прокофьева, режиссера Мейерхольда.

Одной из наиболее интересных работ художника в театре было оформление оперы А. Рубинштейна "Купец Калашников" для театра Зимина, где Кончаловский, увлеченный в это время примитивами, использовал стилизацию "под лубок".

Умер Петр Кончаловский 2 февраля 1956 года.

Кончаловский называл композицию душой художественного произведения, умел выстраивать полотно. Но все же самым ценным его качеством оставалось умение видеть и воплощать чувственную красоту...

"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучить и так же глубоко, как и все другое,- говорил Кончаловский.- Цветы - великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?