Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Рокуэлл Кент

Рокуэлл Кент

Кент Рокуэлл (1882-1971) - американский художник, архитектор, писатель и общественный деятель. В очень искренней, глубокой автобиографической книге, названной первыми словами негритянского гимна "Это я, Господи", Рокуэлл Кент, неутомимый путешественник и творец пластических мифов, попытался объяснить свое мировосприятие. "Бог для меня,- писал он,- символ жизненной силы мира и Вселенной; его именем я называю то огромное неизвестное, непознаваемое, что присуще человеку, зверям, птицам и жукам, деревьям, цветам и грибам, земле, солнцу, луне и звездам". Именно это возвышенное, глубинное восприятие бытия чувствуется в его лаконичных, строгих и в то же время очень романтичных пейзажах северной природы и даже в иллюстрациях.

Рокуэлл Кент родился 21 июня 1882 года в Уэстчестере в семье компаньона адвокатской фирмы. Вскоре семья переехала в Тэрритаун. Когда Рокуэллу было пять лет, его отец умер. И семья долгое время жила в Ирвингтоне, в просторном доме тетушки Джози Бэнкер, где была большая библиотека. В девять лет Рокуэлла отправили учиться в закрытую школу-интернат для мальчиков, которая находилась в Северном Тэрритауне. А позже он учился в академии в Чешире около Нью-Хейвена и подготовительной школе Хорэса Манна, где большое внимание уделялось проектированию и изготовлению в мастерских самых разных предметов. Тем временем его тетушка приобрела печь для изготовления фарфора, и Рокуэлл с большим вдохновением принялся расписывать фарфоровую посуду.

После окончания школы Рокуэлл Кент некоторое время работал в Тэрритаунском национальной банке, а потом поступил в Колумбийский университет, где изучал архитектуру.

Когда на лето студентам задали сделать двенадцать этюдов, Рокуэлл Кент вместо этого написал около ста картин. Однако привезти их все было невозможно, и он представил на осеннем просмотре всего одну работу и письмо своего учителя, что Рокуэлл перевыполнил данное задание. Однако профессор Хэмлин, посмотрев на единственную работу, невозмутимо опросил:

- А где еще одиннадцать? Раздосадованный Рокуэлл, вспылив, ответил:

- Сейчас я возьму линейку и мел и разделю эту картину на двенадцать прямоугольников, йотом вырежу каждый ножницами, наклею на отдельный кусок картона и вы получите свои двенадцать этюдов.

Свое образование Кент продолжил в нью-йоркской Школе искусств под руководством Уильяма М. Чейза. Там же преподавали Роберт Генри, который, по словам Кента, "стремился передать вещность, теплоту, прелесть плоти, грацию движений и жестов", и Кеннет Хейс Миллер, настаивавший, чтобы будущие художники почаще полагались в своей работе на разум. Кент много читал, увлекался Дарвином, Толстым, поэзией.

В 1905 году Рокуэлл Кент отправился в Дублин (штат Нью-Хэмпшир) - работать подмастерьем и учиться у художника Эббота Тэйера. Именно в это время Кент впервые открыл для себя истину, ставшую девизом всего его творчества: "Смотри вокруг себя как обыкновенный человек и благодари Бога и родную мать за то, что они дали тебе хорошие глаза; и пиши как обыкновенный человек, а не как художник".

В этом же году Кент стал преподавателем в нью-йоркской Школе искусств и отправился по совету Генри писать пейзажи на полудикий остров Монхеган в штате Мэн. Там он не только рисовал, но и работал возчиком, грузчиком и бурильщиком колодцев, потом спроектировал и построил несколько домов. Позже Кент писал о Монхегане: "Это был крохотный островок, плавучий комочек земли, затерянный в безграничности воды и неба; человек, казалось, обретал здесь прибежище от нависшей громады космоса лишь в тесном общении с людьми и природой".

Картины Кента начали появляться на выставках в нью-йоркских галереях. Критики высоко оценили его работы. Один из них писал: "Краски положены кистью атлета. Художник позволяет себе цветовые диссонансы, которые заставляют вас поднять воротник пальто". Труженики моря - рыбаки в лодках, снежные лощины и горные утесы - все было воссоздано с поистине исполинской силой.

Отправившись зимой в нью-хэмпширский Дублин, Кент познакомился там с юной племянницей Тэйера Кэтлин Уайтинг, с которой вскоре был помолвлен. Кент вспоминал: "Кэтлин, как сильно я ни любил ее, была для меня больше, чем просто любимая девушка: она несла с собой обещание бесконечного блаженства, освобождения от ставших чуть ли не невыносимыми оков подавляемых страстей". Некоторое время молодые, у которых уже родился первенец, жили на острое Каритас.

О новых картинах Кента "Снегоукатчик", "Скалистые мысы Северной Атлантиды" и других много писали в прессе.

У Рокуэлла и Кэтлин родилось четверо детей, но семейное счастье не сложилось. В 1926 году Рокуэлл познакомился с Фрэнсис Ли, которая вскоре стала его женой и помощницей. "Когда я впервые увидел Фрэнсис Ли, я сделался слеп и глух ко всему остальному",- признавался Кент.

Он любил суровую природу Севера, любил смелых, крепких, мужественных людей, которые умели преодолевать самые немыслимые трудности и сами ковали свою судьбу. Долгое время Кент жил на острове Ньюфаундленд в Канаде, на Аляске, а потом в Гренландии. Особенно плодотворными были для него конец 20-х - 30-е годы, когда появились его полотна "Собаки в фьорде Кангендлуарссук", "Художник в Гренландии", "Гренландцы", "Ноябрь в Северной Гренландии" и символичные по смыслу графические работы "Девушка на утесе", "Человек у мачты", иллюстрации к "Макбету", "Двенадцатой ночи" и другим произведениям Шекспира и еще множество картин и графических листов.

В 1939 году Кент должен был начать писать новую книгу, однако Фрэнсис, которая помогала ему, не было рядом. И он в качестве секретаря пригласил мисс Джонсон, которая стала для него больше, чем другом и помощником. Особенно нравилось Кенту то, что Салли умела восторгаться окружающей красотой. Кент вспоминал: "Неземная красота светящегося пика на фоне все еще серого утреннего неба так взволновала Салли, что, глядя на ее одухотворенное лицо, я готов был упасть перед ней на колени. С этого момента мне нелегко было скрыть свою любовь".

Салли была ровесницей младшей дочери Кента, однако родные и даже Фрэнсис одобрили выбор художника. А дочь Барбара сказала: "Лучшее из всего, что ты сделал в своей жизни, Рокуэлл, это то, что ты женился на Салли".

В 40-е годы в произведениях Кента начали появляться социальные мотивы - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Европа в 1946 году". Рокуэлл Кент некоторое время жил во Франции, не раз бывал в СССР. Он иллюстрировал свои книги "Саламина", "Это я, Господи", "О людях и горах", "Гренландский дневник", а также "Декамерон" Боккаччо и многие Другие произведения западноевропейских и русских писателей, делал антифашистские плакаты и карикатуры. Горы и свой любимый Север Кент писал и в 50-е, и в 60-е годы. Очень лирична созданная в это время его картина "Салли и море".

Его любовь, его муза Салли была его незаменимой помощницей. Он писал картины и книги, она по нескольку раз перепечатывала и вычитывала рукописи, помогала Рокуэллу всем, чем могла. А он не терял чувства юмора и на одном из дней рождений прочитал Салли шуточное стихотворение, в котором были и такие строки:

О, Салли,, ты, как василек,
Цветешь, благоухая,
А твой любимый муженек
Уж вянет. Грусть какая...

Умер Рокуэлл Кент 13 марта 1971 года.

Те, кто знал этого всесторонне одаренного человека, в шутку говорили, что Рокуэлл Кент, наверное, не человек, а некая тайная организация. Ведь он был не только живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?