Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Михаил Аникушин

Михаил Аникушин

Аникушин Михаил Константинович - русский скульптор. Если долго смотреть на памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который стоит на площади Искусств в Санкт-Петербурге на фоне Государственного Русского музея, в какое-то мгновение начинает казаться, что Поэт будто растворяется в ритме, музыке рождающихся стихов. Жестом, взглядом, еле уловимым движением губ он доносит до нас тайный, сокровенный смысл своих строк. Скульптор, который жил на более чем столетие позже, смог передать живую, пульсирующую пушкинскую мысль, окрыляющее его чувство, саму душу великого русского поэта. Как вспоминал сам Аникушин, во время работы над образом Пушкина он часто перечитывал воспоминания И. А. Гончарова и, в частности, вот эти строки: "С первого взгляда наружность его (Пушкина) казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в глазах, которые потом не забудешь".

"Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем",- говорил Аникушин.

И эти радость и солнце действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Пушкин то задумчив, то серьезен, то будто весь превращается в слух... Но его задумчивость и даже его серьезность светлы и вдохновенны.

Работая над памятником Пушкину у Русского музея, Аникушин перечитывал произведения великого поэта, изучал автопортреты, не раз ездил по пушкинским местам, пристально всматривался в картину П. Кончаловского "Пушкин за работой", где как раз и запечатлен момент поэтического озарения. Кстати, Кончаловский делал наброски лица с внучки Пушкина Анны Александровны, которая была, как многие утверждали, очень похожа на своего деда. Аникушин стремился найти такое пластическое решение образа, которое передавало бы максимальную гамму чувств.

В мастерской у Аникушина, когда он работал над двухметровой статуей Пушкина, находилась маленькая пластилиновая статуэтка и огромная гипсовая статуя натурщика, который стоял в позе памятника. Именно обнаженная натура помогала скульптору, говоря словами великого Родена, "передать внутреннее чувство игрою мускулов". Аникушин одновременно работал над двумя проектами памятников, сделал несколько вариантов гипсовых и пластилиновых голов..

Памятник должен был иметь высоту пять метров. Работая над ним, Аникушин одновременно сделал еще мраморную статую для Московского государственного университета и другие скульптуры, совершил путешествие в Италию, где тщательно изучал гениальные творения Донателло, Микеланджело и других. Он начал работать над памятником Пушкину в начале 50-х годов, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. "Монументальность - не в гигантских размерах,- говорил Аникушин,- а в четкости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений". Эти слова стали для Аникушина творческим кредо.

Родился Михаил Константинович Аникушин 2 октября 1917 года в Москве. Его отец был рабочим-паркетчиком, воевал. Детство будущего скульптора прошло в селе Яковлево под Серпуховом. В 1926 году Михаил переехал в Москву и начал заниматься в студии скульптуры, которой руководил Григорий Козлов.

После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору академии Бродскому и послал в приемную комиссию телеграмму: "Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию - не только удар для него. Это значит потерять ему год учебы, а может, и вообще потерять Аникушина..."

Именно заступничество учителя, который пять лет растил своего ученика в кружке лепки при Доме пионеров, сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии.

В 1937 году Аникушин поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии художеств в класс А. Матвеева и В. Синайского.

Матвеев научил Аникушина глубоко понимать и интерпретировать натуру. Во время практики сначала на Ленинградском фарфором заводе имени М. В. Ломоносова, а потом на Каслинском чугунолитейном Аникушин создал целую серию очень интересных фигурок детей. Кстати, впервые над образом Пушкина Аникушин начал работать еще в 1937 году.

Как только началась Великая Отечественная война, Аникушин вступил в народное ополчение, а потом был направлен в противотанковый полк.

А свою дипломную работу он начал делать только в 1946 году. Композиция "Воин-победитель", можно считать, положила начало целой серии произведений на военную тему, среди которых и проекты памятников, и отдельные скульптурные портреты. В конце 1949-х - начале 1950-х годов Аникушин приступил к работе над памятником Пушкину для Ленинграда.

Много работал Аникушин и над образом еще одного любимого своего писателя - А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала объемность выраженных в них переживаний. Интересен двойной скульптурный портрет А. Чехова и его друга художника И. Левитана, который, по воспоминаниям современников, всегда восторгался живописностью прозы Чехова. Работая над проектами памятников Чехову для Москвы, Аникушин искал в образе великого русского писателя не только волю и целеустремленность, но и деликатность, сердечность, одухотворенность. Одухотворены и созданные Аникушиным скульптурные образы композитора-романтика В. Глиэра, актера Ю. Юрьева, академика В. Бехтерева и других выдающихся людей земли русской.

В 50-е годы Аникушин создал серию портретов рабочих, в 1967-м - портрет известного белорусского поэта В. Дубовки, а затем долгое время работал над памятниками Ленину в Ленинграде и других городах. В 70-е годы он сделал проект монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл - "Летчики и моряки", "На окопах", "Блокада", "Снайперы" и других. Все обобщенные монументальные формы здесь динамичны и выразительны. И потому памятник производит очень сильное впечатление.

Михаил Аникушин был очень талантливым педагогом, он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств СССР.

Еще в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств - вдохновение, Аникушин искал и воплощал это вдохновение практически во всех своих работах.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?