|
||
ВАРВАРА. Вторая половина XIV века.Новгородская школа. Из Углича Доска липовая, Паволока, левкас, яичная темпера. 73X50 Одной из излюбленных святых в Новгороде была Варвара. Ее часто изображали в иконах. В классически правильном, красивом лице Варвары художник сумел выразить огромное внутреннее спокойствие и непреклонность духа. Это сравнительно небольшое произведение отличается особой монументальностью форм. Все просто и вместе с тем торжественно и празднично. Для развитого новгородского искусства XIV века, к которому принадлежит "Варвара", характерен мужественный, суровый образ, яркость и красота контрастирующих красок: красное и синее, синее и желтое, белое и красное. Варвара одета в царскую одежду, поскольку она считалась, по житию, царского рода. На голове ее, на белом плате, венец, в центре которого возвышается красный лал (камень). Синий фон с белой колончатой надписью является одной из характерных черт новгородской живописи с ее цветными фонами, которые пришли на смену киевским золотым. Белые поля - особенность живописи XIII-XIV веков, исчезающая позднее. Е. Каменская
|