|
||
ГЕОРГИЙ. XII век.Из Успенского собора Московского Кремля Доска, яичная темпера. 174X122 Так же как "Владимирская", "Георгий" - один из шедевров древнерусской живописи домонгольского периода. Георгий, любимый народный герой - победитель зла и покровитель в ратном деле. Его изображение постоянно повторялось в древнерусской живописи. Художник изобразил прекрасного воина, его светлое лицо искусно написано при помощи бело-розового охрения, зеленоватых теней и розово-красной подрумянки. Большие черные глаза под правильными дугами бровей придают лицу Георгия особую одухотворенность. Линия бровей сходится у наружных концов с продолжением ресниц - артистически тонкая деталь, характерная для лиц XII века. Одежда воина отличается изысканностью, свойственной живописи Киевской эпохи: на коричневой кольчуге, чешуйки которой отделаны золотом, - сиреневая перевязь; красный, густого тона плащ, закрывающий почти всю фигуру, украшен золотым рассыпанным узором, так же как и синяя рубашка с золотыми ромбиками на ней. Золото фона - особое, бледно-лимонное, сохранилось в значительной мере. Иконе свойственны черты искусства того времени: монументальность образа, возвышенность идеи, спокойствие, почти неподвижность, статуарность крупной фигуры, классическая правильность лица, в котором византийские черты сливались с античными, спокойная мягкая окраска одежд, драгоценная отделка немногих деталей, золотые фоны. Е. Каменская
|