Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Начало XII века. Константинополь.

Из Успенского собора Московского Кремля Доска липовая. Паволока (?), левкас, яичная темпера. 100X70

Икона Богоматери Владимирской является одним из шедевров древней живописи, уникальным произведением.

Согласно летописи, "Владимирская" греческого происхождения и привезена из Византии на корабле в Киев в начале XII века. Она могла быть написана в конце XI, в самом начале XII века. От греческой живописи этого времени не сохранилось больше иконы Богоматери столь высокого образца. В середине XII века икона была перевезена в г. Владимир, столицу Владимиро-Суздальского княжества.

Ее темноватое лицо, нежно и мягко написанное просвечивающими слоями краски, выражает глубокую печаль. Удлиненной формы глаза смотрят в пространство. В лице Богоматери можно прочесть любовь к ребенку Христу и великую скорбь о печали всего мира. По глубине художественной выразительности эта икона не имеет себе равных. В русском народе она считалась главной святыней и спасительницей от врага. Когда хан Тамерлан в конце XIV века с несметными полчищами ворвался на Русь и угрожал Москве, она была перевезена из Владимира в Москву и помещена в Успенском соборе Московского Кремля. С годами живопись иконы темнела и частично разрушалась. Несколько раз в древности она обновлялась, то есть записывалась новыми красками. Таким образом на живописи накопилось 5-6 слоев записи, и подлинный образ Богоматери был скрыт. Кроме того, на икону был надет золотой оклад, закрывший все, кроме лиц и рук. После Великой Октябрьской революции была произведена окончательная реставрация иконы, последовательно сняты слои живописи и раскрыта на лицах Богоматери и Христа древняя живопись начала XII века. В одеждах самый древний слой не сохранился. Одежды, фон и руки почти целиком относятся к живописи XV, XVI, XVII и XVIII веков. На новом фоне имеется кусочек золота начала XII века с буквами Богоматери. Размер иконы в древности изменен, она была меньше, и внизу к ней был приделан шест, при помощи которого ее можно было выносить во время шествий.

Е. Каменская

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Шедевры древне-русской живописи...




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?