Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Апостолы и Тайная вечеря Леонардо

фрагмент Тайной вечери
Фрагмент "Тайной вечери"
 
Св. Матфей или св. Варфоломей. Этюд. 1495-1497
Св. Матфей или св. Варфоломей.
Этюд. 1495-1497
 
Иаков. Этюд. 1495-1497
Иаков. Этюд. 1495-1497
 
Из двух проблем, с которыми веками сталкивались авторы "Тайной вечери", проблему выделения Иуды Леонардо разрешил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо более сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества. Другие апостолы, вопрошающие, протестующие, отрицающие, все еще не знают, кто из них предатель, - зритель узнает это сразу.

В расположении фигур, которые в полтора раза больше естественных, Леонардо использовал свои математические познания. В центре - Христос, с руками, разведенными в стороны и лежащими на столе, - зрительно вписывается в треугольник; воображаемая центральная точка - как раз за Его головой, а над ней свет, льющийся из главного окна, увеличенного арочным фронтоном, аналогом нимба. Двенадцать апостолов разбиты на две группы, По шесть; вместе с Христом они составляют композицию из трех групп. Однако группы апостолов разбиты еще и на подгруппы: их четыре - по трое в каждой.

Традиционная интерпретация картины такова: Христос только что произнес слова "Один из вас предаст Меня". Леонардо запечатлел это напряженное мгновение навеки. Апостолы реагируют на слова Христа удивительно разнообразными позами и жестами, являя тем свое душевное состояние, - или, как иногда неудачно переводят, "состояние умов".

Кроме трагизма драматического мгновения, Леонардо имел в виду, очевидно, и другое, более глубокое значение происходящего. Одно из этих значений связано с главным действием Христа во время Тайной вечери - утверждением Святого причастия: "И когда они ели, Иисус, взяв хлеб... дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело мое. И взяв чашу... сказал им: сие есть Кровь Моя..." Его жест предполагает полную покорность окружающих Его Божественной воле, так что и предательство, и распятие воспринимаются как предопределенные. Математик Лука Пачоли, друг Леонардо, наблюдавший завершение картины, писал о ней, что это "символ непреходящей мечты человека о спасении".

Скажем еще об одном, техническом аспекте, который свидетельствует о гении Леонардо, если мы нуждаемся в таком свидетельстве. Стена, с которой художнику пришлось иметь дело, представляла для него значительные трудности: площадь ее составляла приблизительно 4 на 9 метров, что требовало большого мастерства при создании фона: Андреа дель Кастаньо, столкнувшись с примерно теми же проблемами, решил сперва нарисовать фон, а затем фигуры, в результате чего его персонажи представлены сидящими в монотонном ряду, как пассажиры в метро. Леонардо же сперва нарисовал фигуры, а потом - задний план, благодаря чему ограничения, связанные с высотой стены, были сняты: пространство кажется обширным и почти воздушным, а вся картина по праву считается шедевром линейной перспективы.

Если зритель уже прочувствовал драму "Тайной вечери" и внимательно рассмотрел ее монументальные фигуры во всем поразительном разнообразии их экспрессивных поз, то самое время обратиться к изучению отдельных лиц. Вторая после Христа доминирующая фигура на картине - возможно, святой Филипп, который изображен поднимающимся со своего места. Он приковывает к себе взгляд, так как его голова несколько возвышается над другими. Филипп приложил обе руки к груди, как бы протестуя против предположения, что он может быть предателем. Справа от него святой Иаков Старший опустил голову и замер, раскрыв рот.

Но гений Леонардо не только в компоновке фигур. Сервировка стола, покрытого вышитой скатертью, которая показана на фрагменте наверху, представляет собой как бы натюрморт: здесь и стаканы, и оловянная посуда, и маленькие хлебы. Все это расставлено и разложено в гармоничном порядке, создать который были способны немногие художники.

P. Уoллэйc




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?