Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Портинари К.

Бразильский художник Кандидо Портинари (1903-1962) относится к числу самых известных мастеров изобразительного искусства Латинской Америки. Его имя по праву стоит в одном ряду с именами прославленных мексиканских монументалистов. Его многогранное своеобразное творчество ярко показало жизнь простых людей Бразилии, поэтичность их восприятия мира, их душевную красоту и силу. Портинари художник ясный и радостный. Он жил с верой в прекрасное будущее своего народа.

Кандидо родился в штате Сан-Пауло. в семье, перебравшейся в Бразилию из Италии. В 1918 - 1928 годах он учился в Национальной художественной школе в Рио-де-Жанейро, после окончания которой три года (1928-1930) провел в Париже. И позже он не раз совершал поездки в Европу, чтобы сопоставить свои работы с новейшими исканиями. Впечатлительного бразильского художника увлекало многое. Он прошел через экспрессионизм, сюрреализм, боготворил Пикассо, но одновременно с этим высоко ценил лирическую интимную живопись Жюля Паскина, тонкого живописца родом из Болгарии, жившего в Париже. Нравились ему и картины другого парижанина японца Фужита, в которых соединялось утонченное чувство декоративности с эмоциональной взволнованностью, чувственным восприятием жизни, характерными для французской школы. Но, в отличие от многих своих товарищей по профессии в Бразилии, Кандидо Портинари не стал эпигоном европейских течений и искусстве. Уже в середине 1930-х годов о Портинари можно говорить как о вполне сформировавшемся самостоятельном мастере.

В живописи художника оживают люди бразильских плантаций. Мы чувствуем атмосферу предместий Рио-де-Жанейро, города социальных контрастов, своеобразие быта, человеческих взаимоотношений, могучую силу людей. Реальная жизнь здесь тесно связана с мифологией или, как писал одни из французских искусствоведов о Портинарн, "в его картинах небеса наступают на землю". В его живописи мы постоянно ощущаем масштабность. Приземленность чужда ему. Характер дарования Портинари эпический. В его живописи явственно проступает героическое начало. Не случайно, что наиболее ярко талант художника раскрылся тогда, когда он обратился к монументальной живописи. Его росписи, красивые и звучные по цвету, строго продуманные по композиции, прекрасно "вписались" в современную архитектуру. И это не только виртуозная декорация стен, но и монументальное искусство больших общественных идей.

В 1936 году его пригласили сделать росписи для Министерства образования в Рио-де-Жанейро. Шумный успех имели панно Портинари на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. После этого Нью-Йоркский музей современного искусства организовал большую персональную выставку мастера. Его работы стремятся приобрести крупнейшие собиратели. Он расписывает библиотеку Конгресса в Вашингтоне. Но слава, признание вовсе не изменили характера творчества художника. Портинари никогда не терял высокого представления о людях труда. Народные образы приобретали в его искусстве монументальный, можно сказать, героический характер ("Голова индианки", 1940).

В 1945-1949 годах Портинари создает цикл росписей в колледже в городе Катагуазисе, цикл посвященный герою освободительной борьбы бразильского народа Тирадентису. За этот цикл художник был удостоен Международной премии мира. Это полный величия и мощи эпос, изобразительная история народа. Среди крупнейших произведений мастера в послевоенный период - большие панно на темы войны и мира для здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке (1952-1953). Нередко Портинари работал в тесном контакте с замечательным бразильским архитектором О. Нимейером. Известен художник и как прекрасный рисовальщик, автор ряда станковых серий и иллюстраций.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?