Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Утрилло М.

Картины французского живописца Мориса Утрилло (1883-1955) имеются во многих крупнейших музеях мира. Подобно своему современнику Амедео Модильяни, он уже давно стал легендарной личностью. О нем писали романы и новеллы, он представлялся воплощением парижской художественной богемы. Но за всем этим стояла трудная и трагическая жизнь художника. Единственным отдохновением и надеждой для него была живопись.

Морис Утрилло был сыном Сюзанны Валадон; личности небезызвестной в истории французского искусства конца прошлого века. Излюбленная модель Дега, Валадон с годами сама стала с успехом заниматься живописью. Мальчик рос

в атмосфере искусства и бытовых неурядиц, с детства познал изнанку многотрудной артистической жизни парижской богемы. Мать, поглощенная устройством своей личной жизни, женщина экстравагантная и экспансивная, мало заботилась о будущем сына и его воспитании. Один из ее друзей, испанский писатель Мигуэль Утрилльо, усыновил Мориса. Нервный впечатлительный юноша рано пристрастился к алкоголю, был замкнут, необщителен. Писать Утрилло стал как-то незаметно, естественно. Мать, заметив способности сына, изредка давала советы. А когда он начал делать первые успехи, как вспоминают друзья, отправляла его продавать написанные этюды на улицу. Утрилло бродил по старым парижским улицам в районе Монмартра, бывал в пригородах. Он писал много и упорно. Постепенно совершенствовалось его живописное мастерство, на практике он постигал законы искусства и нашел свою тему - Париж.

Париж для живописи открыли импрессионисты, но их город - город праздничный, шумный, город больших бульварови кафе, заполненных жаждущими полноты жизни парижанами. Париж Утрилло иной - город маленьких, полусельских улочек, сбегающих с Монмартра, мельниц и старых храмов. Город, увиденный через романтическую дымку, вызывающий чувство светлой и щемящей грусти.

Утрилло в ранней молодости был увлечен пейзажами К. Моне и в еще большей степени А. Сислея. Примерно к 1908-1909 годам формируется его собственный стиль. Начинается, возможно, лучший в его творчестве период, который продолжался вплоть до начала первой мировой войны и который критики окрестили "белым периодом". Бело-розовые стены домов, теснящихся вдоль кривых улочек, холодное серо-голубое небо - мотивы его пейзажей. Пишет ли он "Кабачок Ле Лапен Ажиль" или "Улица на Монмартре" (ГМИИ, Москва), "Дом Берлиоза" или "Мулен де ла Галлет" мы всегда ощущаем своеобразие отношения художника к Парижу. Утрилло великолепно чувствовал цельность и ясность архитектуры старых соборов. Он писал "Нотр-Дам" (1909), "Сен-Дени" (1910), "Шартрский собор" (1910). В его живописи есть элегическое начало. В целом его произведения представляют удивительную лирическую сюиту о Париже и его пригородах.

К началу 1920-х годов Утрилло становится очень популярен в художественной среде. Начинают его пропагандировать и торговцы картинами - маршаны. Он вынужден работать очень много и начинает повторяться. Это уже часто не лирические откровения одинокого монмартрского мечтателя. Повторяются цветовые решения, композиции его пейзажей. В это время все чаще и чаще дает о себе знать тяжелая болезнь - глубокое расстройство психики. На продолжительные сроки художник попадает в специальные клиники. В 1930-е годы и позже Утрилло работает уже гораздо менее интенсивно. Конечно, и в этом однообразном потоке встречались работы первоклассные, свидетельствовавшие об огромном таланте художника. Выступал он и как график, оформлял театральные постановки. Созданный им тип парижского пейзажа стал приманкой для многочисленных туристов, был опошлен предприимчивыми подражателями. Но лучшие его работы до сих пор не утеряли своей поэтической привлекательности и обаяния. Не случайно лирическое творчество Утрилло так любимо во многих странах мира, не случайно, так много книг и альбомов посвящено его жизни. Представление о Париже, о "духе Парижа" связано у наших современников не только с книгами писателей XIX века, но и с картинами Утрилло.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?